Сильный слабый пол
В историю Новокузнецка вписаны сотни и тысячи имён наших выдающихся земляков, проявивших себя в промышленности, культуре, спорте, на фронте и в тылу. Среди них можно встретить немало женщин, которые не только встали в один ряд с мужчинами, но в чём-то и превзошли их.
Наиболее важными и знаковыми вехами городской истории, в которых место и роль женщин особо выделяется и отмечается, в ХХ веке стали Кузнецкстрой и Великая Отечественная война.
Женщины на Кузнецкстрое
Всесоюзная стройка притянула к себе десятки тысяч людей со всей страны. Люди, порой, ехали сюда целыми семьями – кто-то добровольно, кто-то принудительно. Женщины в большинстве своём оставались домохозяйками, но многие (особенно молодёжь) шли и на стройку. Согласно плановым отчётам «О внедрении женского труда в производство и госаппарат по Кузнецкстрою», в 1931 году, к примеру, на строительной площадке и в первых цехах работало более пяти тысяч женщин. В 1998 году Людмила Ивановна Фойгт издала книгу «Женщины Кузнецкстроя. Воспоминания. Документы. Фотографии», в которой собраны очень интересные материалы по этой странице строительства знаменитого металлургического гиганта.
Чаще всего женщины на Кузнецкстрое занимались неквалифицированным трудом. Но были и исключения.
Так, например, в свое время мы писали на страницах нашей газеты об Антонине Николаевне Пирожковой – выдающемся советском инженере, метростроителе, вдове советского писателя Исаака Бабеля. Кузнецкстрой пришёлся на самое начало её трудового пути – здесь она проектировала конструкции прокатного цеха, путепровод для отвода горячего шлака в отвал, фундаменты под оборудование в цехах и многое другое. Приходилось даже заниматься преподавательской работой – проводить занятия по широко использовавшимся на строительстве завода бетону и железобетону для прорабов, которые до этого использовали только кирпич и дерево. Отработав на Кузнецкстрое полтора года, перед самым пуском первой домны она уехала в Москву, 22 года, с 1934-го по 1956-й, отдала «Метрострою», в котором прошла путь от инженера до главного конструктора. Участвовала в проектировании таких станций, как Маяковская, Павелецкая, Арбатская, Киевская и Площадь революции. В 1935 году, когда метростроевцев награждали в связи с пуском первой очереди метро, Антонину Пирожкову, единственную из инженеров конструкторского отдела наградили медалью «За трудовое отличие».
Можно вспомнить и Тамару Петровну Голубинцеву, старшего инженера проектного отдела Кузнецкстроя, первого инженера по водоснабжению Сталинска (Новокузнецка). На Кузнецкстрой она приехала в июле 1930 года, работала в проектно-конструкторском отделе, занималась проектированием коммуникаций. Рассказывали, что был приказ Бардина, в котором было жёстко установлено: «На заводе не разрешается уложить ни одного погонного метра подземных коммуникаций без разрешения инженера Голубинцевой». Начальником сектора проектного отдела КМК Тамара Петровна Голубинцева, первый инженер Сталинска-Новокузнецка по водоснабжению, проработала аж до 1979 года. Её трудовой путь отмечен орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, несколькими медалями.
Чуть больше года старшим прорабом по монтажу электрооборудования главного щита ТЭЦ КМК работала Фрума Ефимовна Ростова, вдова знаменитого героя гражданской войны Щорса, выпускница МВТУ имени Баумана. Пуск ТЭЦ был одной из первоочередных задач строителей и монтажников. Инженер-электрик Ростова показала себя на подготовке объекта очень хорошо, и, выполнив свою миссию, была отозвана в Главэнерго. Затем она строила Челябинскую ТЭЦ-1, возглавляла Миасстрой, участвовала в строительстве Дворца Советов в столице, готовила к сдаче ангары московских авиазаводов, а в годы Великой Отечественной войны занималась строительством объектов в Куйбышеве.
На Кузнецкстрое начинался и долгий трудовой путь Зои Всеволодовны Самсоновой, заслуженного строителя РСФСР, полного кавалера знака «Шахтёрская слава». Окончив Томский строительный техникум, в мае 1931 года она была назначена десятником на Кузнецкстрое. Первым ответственным заданием молодого специалиста стало асфальтирование улицы Тельбесской на Верхней колонии, которую местные жители ещё долго называли «Зойкиной дорогой». 40 лет она строила автомобильные дороги в Кузбассе. За возведение шоссе Междуреченск–Сталинск была удостоена ордена Ленина. Во время войны получила орден Красной Звезды за подвод высоковольтной линии к военному заводу. В 1947 году её назначили управляющей трестом «Кузбасспромдорстрой». С нуля организовав работу, руководила им 23 года. За это время трест проложил около четырёх тысяч километров дорог с асфальтовым покрытием, более 500 километров железнодорожных путей и десятки водопропускных сооружений. В Новокузнецке все дороги в Орджоникидзевском районе к шахтам, благоустройство территорий угольных предприятий выполнены возглавляемым ею трестом.
Свой след в истории Кузнецкстроя женщины оставляли не только в инженерно-строительном деле. С мая 1931 года в отделе труда горсовета на должности экономиста работала Елена Михайловна Полянская. Оценив её знания, энергию и целеустремленность Бардин поручает Елене Михайловне организовать музей Кузнецкстроя, директором которого она работала с 1934 по 1950 год, ведя при этом большую научную работу по составлению истории КМК и Новокузнецка.
Всё для фронта, всё для Победы
Огромную роль в приближении самого желанного в течение четырёх лет войны дня сыграли наши женщины – на фронте и в тылу. К концу войны женщины составляли почти 40% работников на КМК, примерно столько же их работало и на шахтах Сталинска. На многих предприятиях города женщины вообще составляли большинство.
Вот лишь один из многих эпизодов женского трудового героизма. На стане «750» КМК вышла из строя одна из нагревательных печей. Нарушился рабочий ритм, к утру нужно было подготовить стан к ремонту. Ждать, когда полностью остынет печь, долго. Как только температура упала до 200 градусов, внутрь печи вошли 17-летние комсомолки Маша Домбак и Аня Егунова. Всю ночь девушки работали, обжигались, задыхались от жары, но к утру подготовили печь к ремонту.
Можно вспомнить и почти легендарную историю об артистке-сталеварке Елене Малуковой – певице эвакуированного в Сталинск Московского театра оперетты, которая освоила профессию подручного сталевара и была зачислена в бригаду знаменитого Александра Чалкова. Днём варила в мартеновском цеху сталь, а вечером пела в театре, который находился по ту сторону площади Побед, прямо напротив КМК. Весь заработок сталевара она отдавала в фонд Победы. Кроме того она ещё и сдавала кровь. Спустя годы певица продолжала поддерживать связь с городом, с заводом, не считая при этом свою историю какой-то исключительной.
Не только на заводах заменили женщины мужчин. Они спустились и в шахты. Уже к концу 1942 г. в Кузбассе работало более 15 тысяч женщин, более восьми тысяч из них были заняты на подземных работах. К концу войны женщины составляли 40% всех работавших в угольной промышленности Кузбасса. На слуху имя Матрёны Григорьевны Родионовой – первой женщины в Кузбассе, которая была удостоена звания «Почётный шахтёр», во многом благодаря своему труду в годы войны. На шахту имени Серго Орджоникидзе она устроилась еще в 1937 году и проработала здесь до 1961 года.
Большая часть медперсонала эвакогоспиталей Сталинска – это тоже были женщины. Так, эвакогоспиталь №3626 возглавляла майор медицинской службы Барбара Карловна Яворская, кавалер орденов Отечественной войны, Красной Звезды, мать знаменитых сыновей: Рэма – участника Великой Отечественной войны, ректора Новокузнецкого педагогического института, и Феликса, ставшего известным в стране актёром. Госпиталь №3626 был одним из самых сложных в городе по составу раненых – сюда привозили бойцов с ампутированными конечностями. Им нужна была не только медицинская, но и психологическая помощь. Яворская же всегда умела вселить в самых отчаявшихся веру и надежду на выздоровление. В начале 1944 года госпиталь был направлен на фронт, и Барбара Карловна вместе с ним. Вернувшись с войны, она в 1947 году возглавила неврологическое отделение в Первой горбольнице, преподавала в фельдшерско-акушерской школе, а затем в ГИДУВе.
Отличились наши землячки и на фронте. Имена отдавших свои жизни за Родину Веры Соломиной (санинструктора 237-й Добровольческой дивизии) и Анны Язовской (командира экипажа Пе-2 единственного в мире женского полка пикирующих бомбардировщиков) сегодня хорошо известны новокузнечанам.
В более спокойное время женщины продолжили и продолжают играть в жизни Новокузнецка очень важную роль – может быть, не менее важную, чем мужчины. И, возможно, определение «слабый пол» по отношению к ним уже давно нужно отправить в архив истории.
Просмотров статьи: 543