Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Макбет» по-новокузнецки

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Хотите узнать, что общего у знаменитой шекспировской трагедии с новогодним корпоративом? А с популярной игрой «Мафия»? Или с любимой многими комедией «Ирония судьбы, или С легким паром»? Сходите в драмтеатр и посмотрите! Посмотрите, как можно соединить то, что до этого вам казалось не соединимым абсолютно…

25 февраля в новокузнецкой Драме прошла премьера «Макбета». Петр Шерешевский ставит Шекспира не впервые, ранее были уже «Гамлет.eXistenZ» в Камерном театре Малыщицкого в Санкт-Петербурге и «Король Лир» в Русском драматическом театре Удмуртии. 

Новокузнецкий зритель режиссёра знает уже очень хорошо – до «Макбета» чаще, чем у нас, Петр Шерешевский ставил спектакли лишь в Камерном театре Малыщицкого, главным режиссёром которого он стал в 2015 году. Теперь счёт сравнялся.

До сегодняшнего дня было девять спектаклей – от Бомарше до Вампилова. Почему на этот раз именно Шекспир? «Каждая его пьеса задаёт угол зрения на мир, направление исследования, но оставляет свободу, – отметил в интервью журналу «Театр» Петр Шерешевский. – Так как для меня постановка спектакля – прежде всего процесс познания, то мне очень интересно работать с шекспировскими текстами. Они позволяют разглядывать сегодняшний мир сквозь матрицу насыщенного сюжета, одно время сквозь другое». 

С новокузнецкой Драмой работало и работает много режиссёров, но спектакли «от Шерешевского» всегда ждали с особым чувством и предвкушением чего-то необычного и захватывающего. Оправдались ожидания и в этот раз…

Неожиданности начинаются ещё задолго до спектакля, во время покупки билетов – «Макбета» можно увидеть как традиционно, из зала, так и прямо со сцены, с полным погружением в действие. К иммерсивным спектаклям новокузнецкий зритель уже привык, но обычно такой спектакль самодостаточен и зрителя в зале он не требует – это ведь совершенно разные восприятия. А тут нам дают выбор – пойти на сцену, сесть за столики новогоднего корпоратива и даже потанцевать на дискотеке или остаться в зале. Здесь, кстати, тоже всё непросто – зрителей встречает большой экран, а во время спектакля по сцене передвигаются наблюдатели, тщательно фиксируя на камеру всё происходящее.

И вот ты уже не просто в театре, но в тоже время и в кинотеатре, имея возможность наблюдать за происходящим на сцене «глаза в глаза». Такую возможность, к слову, театр предоставляет довольно редко. Крупные планы, детали мимики, эмоции, передаваемые взглядом, – обычно все же это прерогатива кинематографа. Многие важные эпизоды вообще происходят вне сцены, в туалетной комнате, которую мы видим исключительно на экране – а это уже почти полноценное кино. С кинематографом сближает и хронометраж «Макбета» – полтора часа без антракта, как раз хватает на среднестатистический фильм за вычетом стартовых и финальных титров.

«Чем больше выразительных средств, тем интереснее, – сказал Петр Шерешевский в одном из своих интервью накануне премьеры. – Тот театр, который существует сегодня, он ещё 20 лет назад не мог существовать. Это постоянное развитие, интересная игра, за которой интересно следить и в которой интересно участвовать».

Пересказывать происходящее на сцене не хотелось бы, чтобы не испортить впечатления тем, кто ещё только собирается спектакль посмотреть. Да и бессмысленно – настолько здесь всё густо и разнопланово. Закрываешь глаза и как будто слышишь аудиокнигу по пьесе. Открываешь – и перед тобой разгулье новогоднего корпоратива со всеми составляющими – шампанским и закусками, тостами, дискотекой, Дедом Морозом, Снегурочкой и даже любовной сценой в туалете. Поначалу это смотрится очень странно и как-то неестественно даже, но чем дальше, тем органичнее.

Было интересно, как в рамках корпоратива воплотят убийства, коих в «Макбете» немало. Решение было найдено довольно изящное – короля Дункана убивают во время игры в «Мафию», сама атмосфера которой просто располагает к насильственным действиям. Ну а Банко застрелили в туалете – типичный сюжет триллеров и боевиков. В туалетной комнате же совершает самоубийство и леди Макбет – тоже вполне классический ход.

А потом – в эту шекспировско-корпоративную смесь вторгается… «Ирония судьбы». Звучат знаменитые строки Александра Кочеткова «Как больно, милая, как странно…», слова новогодних Жени («У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь») и Нади («Ты, пожалуйста, вспоминай меня») – и масштабная трагедия вдруг становится очень личной историей семьи, которая потеряла ребёнка и пытается с этим справиться. Справиться получается не очень. Муж уходит с головой в работу, жена сидит на антидепрессантах и во время корпоратива перерезает себе вены в туалете.

«Наша история из социально-глобальной превратилась в достаточно интимную, – говорил Петр Шерешевский накануне премьеры. – Это психиатрическая история, которая происходит в сознании главного героя, который как бы Макбет, но не совсем. У нас нет добра и зла, у нас одна голая психиатрия. Крови у нас достаточно, но кровь эта вся в сознании героя».

«В каждом человеке существует и ангел, и демон – вопрос в том, кого сам человек выпускает вперёд, кого он более жалует, – вторит режиссёру Макбет Андрей Ковзель. – Никуда не делись из нашей жизни шекспировские страсти, они просто обрели другие формы. И спектакль у нас не про то совсем. Это материал для исследования человеческой души».

Нельзя не сказать хотя бы несколько слов и об актёрской игре. Андрей Ковзель и Илона Литвиненко очень убедительны в роли четы Макбетов. Переход от довольного жизнью надменного и зловещего даже интригана-властолюбца к образу разбитого маленького человека, лишённого всего и безысходно смотрящего в зал, сидя в кресле со своей собственной головой в руках получился очень впечатляющим. Трагедия отчаявшейся женщины, слишком много на себя взявшей – впечатляет. Ведьмы, Банко, Дункан – не менее убедительны и многогранны, а наблюдатели по-настоящему зловещи в своей отстранённости.

В целом, отвечая на сакраментальный вопрос «не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира», можно сказать, что «замах» получился очень удачный. Удалось перекинуть связующий мостик между прошлым и современностью, сделать написанный 600 лет назад текст актуальным для нашего времени, поставить жизненно важные вопросы о любви, насилии, предательстве. И оставить в умах уходящих со спектакля зрителей богатую пищу для дальнейших размышлений.


Просмотров статьи: 610