Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Потомок Эхнатона

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Египетские ночи! Их притягательная таинственность свела с ума ни одного нашего соотечественника. И не только историков. Тридцать лет назад на слуху было имя одного странного художника, который на полном серьёзе называл себя потомком египетского фараона и о котором были сняты и показаны по центральному телевидению около семи документальных фильмов. Это художник-иконописец, египтолог и писатель Михаил Потапов, персональная выставка которого под названием «Странствие через века» на следующей неделе открывается в Новокузнецком художественном музее.

«Пришла, увидела и загорелась»

Выставка посвящена 90-летию второй Международной конференции в поддержку Пакта Рериха о защите культурных ценностей, которая состоялась в 1932 году в бельгийском городе Брюгге. Пройдёт экспозиция, которую в музее называют «необычной, в некотором роде мистической, из ряда вон выходящей», под Знаменем Мира, вручённого главе Новокузнецка Сергею Кузнецову в 2014 году. «Странствие через века» включает более 50 живописных и графических иконописных работ, а также работ из цикла «Эхнатониана», в который входят портреты фараона Эхнатона и царицы Нефертити, членов их семьи, а также фаюмские, то есть погребальные портреты (первые из них были найдены в Египте в Фаюмском оазисе в 1887 году).

Прибывает в наш город выставка благодаря участникам новокузнецкого Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва, а также городского Рериховского общества, в частности, руководителя Народного музея, исполняющей обязанности заведующей библиотекой Елены Кулаковой. «Мысль о том, чтобы привезти в наш город картины этого необычного художника, родилась у меня много лет назад. В 1998 году в Москве я попала на выставку работ Михаила Потапова и была потрясена. Пришла, увидела и загорелась привезти картины в наш город, хотя тогда это казалось неисполнимой идеей, – рассказывает Елена Станиславовна. – Недавно мы связались с частным музеем-квартирой Михаила Михайловича в Соликамсе, главным смотрителем которого стал ученик Потапова Сергей Лапин, и договорились о приезде работ мастера в наш город».

Немаловажный факт: участники Народного музея семьи Рерихов выложили деньги из собственного кармана, чтобы оплатить страховку картин и их доставку в наш город из Соликамска и обратно. Приобрели и билеты для Сергея Лапина, под присмотром которого картины будут находиться и который намерен проводить экскурсии для посетителей выставки. Настолько велико было желание познакомить новокузнечан с творчеством большого мастера с довольно необычной судьбой!

Явление из тумана веков

Родился Михаил Потапов в начале ХХ века в Варшаве. Когда мальчику было пять лет семья переезжает на Украину. Художественное образование Михаил Потапов получил в частной студии Юрия Шпажинского, выпускника Российской академии художеств. К изучению христианского искусства и иконописи приступил в 25-летнем возрасте. Параллельно увлёкся историей Древнего Египта, величием которого он был поражён и восхищён до конца своих дней. Но особенно полюбил Михаил Михайлович фараона Эхнатона, о котором прочитал в книге учёного-египтолога Джеймса Брестеда. Увлечение этой страной не прошло даром: в 1929 году его приглашают в Ленинград для оформления в Эрмитаже древнеегипетского зала.

В биографии Михаила Михайловича Потапова, выходца из семьи потомственных дворян, был и арест по ложному доносу за контрреволюционную деятельность. Пять лет, с 1935-го по 1940-й год, он отбывал заключение в лагерях ГУЛАГа, после освобождения с матерью и братом жил в Крыму. Здесь в годы фашистской оккупации художник был контужен, до окончания войны работал санитаром в госпитале. (Реабилитирован в 1967 году). Надо отметить, что в предвоенные годы он пишет повесть о своём любимом фараоне Аменхотепе IV, принявшем имя Эхнатон, и о его жене Нефертити, чьё имя означало «красавица грядёт». Книга о супругах, властителях Египта, живших в эпоху солнцепоклонников (1376–1336 гг. до н.э.), так и называлась «Солнечный мессия Древнего Египта». «Однажды я вышел в сад нашего севастопольского дома и задумался о судьбе моего любимого фараона, – вспоминает Потапов. – И вдруг как будто всё затуманилось вокруг, и перед моим взором стали возникать, как на экране кинематографа, картины. Я видел спальню умирающего фараона, его жену в кресле рядом с ним… Мне только оставалась зафиксировать эти возникающие передо мной образы на бумаге. Так я начал писать книгу «Солнечный мессия Древнего Египта». И в тридцатых годах прошлого столетия Михаил Потапов закончил первую часть задуманной трилогии о египетских властителях. К сожалению, рукопись книги при его аресте была утеряна. Но уже в преклонном возрасте Михаил Михайлович смог восстановить в памяти содержание книги, и она к столетию художника в 2004 году была всё-таки напечатана.

Поклонники Солнца

Так и в своей живописной и графической портретной серии «Эхнатониана» Михаил Потапов удивительным образом отразил радостное мироощущение фараонов-солнцепоклонников. Лица Эхнатона, Нефертити, их дочери Меритатон освещены радостными улыбками, лучатся счастьем и жизнелюбием. Иные портреты Яхнатона художник сопровождает надписью «Исход твой – красота на кругозоре неба. Солнце – жизнь, источник жизни».

«У художника каждый штрих и оттенок – на своём месте. Он не фантазирует над образом, а воссоздаёт его, опираясь на множество подлинных египетских памятников, которые изучал по доступным ему книгам. И эти усилия, различные нюансы и мельчайшие оттенки, когда на портрете Эхнатона в качестве фона изображены не просто случайные геральдические лилии, а точное воспроизведение придворного орнамента, могут быть понятны только специалисту», – отмечает куратор выставки Екатерина Тертых, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея.

В год Победы, в 1945-м, Потапов становится дьяконом Русской православной церкви, расписывая стены храмов и монастырей. Так, за роспись Успенского собора в Одессе в византийском стиле ХII века он был в 1980 году награждён орденом Святого Марка. Однако и среди произведений в иконописи, написанных Михаилом Потаповым, есть работы, созданные под влиянием древнеегипетского стиля. Особое место в этом иконописно-египетском ряду занимает образ архангела Михаила, представленный как воин, побеждающий дракона – «рептилию». Архангел Михаил в одеждах римского легионера, в ярко-красном плаще с поднятым над головой мечом заставляет пасть змия – древнего дракона, символизируя тем самым победу добра над злом. У Потапова дракон представлен в виде одноголовой чёрной рептилии – так, как он изображался на египетских магических стрелах. От любимой египетской тематики художник и тут не уклонился!

Воскресший свидетель истории

Не меньший восторг у поклонников художника вызывали и выполненные в древнеегипетском стиле картины. Однажды Михаила Потапова приглашают в Соликамск с выставкой, предлагая ему продать работы, посвящённые именно Египту. Тут же в Соликамске ему делают предложение, от которого тот не в силах отказаться – выбрать квартиру в новом доме. В этом городе он, имея уже собственную крышу над головой, пишет 12 икон в иконостас храма Иоанна Предтечи и несколько икон в храм села Городище.

Михаил Михайлович прожил 103 года, написав множество икон и картин. Однако особое место в его творчестве по-прежнему занимают работы, посвящённые Древнему Египту. Эти картины представлены во многих музеях мира и в частных коллекциях. И, конечно же, особое место в египетском цикле художника занимает серия работ под названием «Эхнатониана». Написаны они с такой исторической достоверностью, что академики-историки называют Михаила Потапова «воскресшим древнеегипетским художником», который каким-то непостижимым образом смог до мельчайших деталей увидеть и отобразить жизнь жителей древнего Египта. Такое состояние некоторые специалисты-психологи называют «полным погружением в историческую данность». Словно художник на волшебной машине времени перемещался в пространстве. Учёные этот эффект назвали метаисторией, то есть историей духовной культуры человечества, которая не зависит от социальных факторов. К примеру, по словам Елены Кулаковой, подобный эффект глубинного погружения в события далёкой эпохи отмечены в картинах известных художников – Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» и Карла Брюллова «Последний день Помпеи», а также работах Николая Рериха. Более подробно об эффекте метаистории в своих трудах писали русский философ Сергей Булгаков и академик, исследователь духовно-культурных пластов Людмила Шапошникова.

В 1990 году сбылась мечта художника, автора серии картин о фараоне Эхнатоне и трилогии «Солнечный мессия Древнего Египта». Михаил Потапов по приглашению посольства Египта в России посетил Каир. В знак признательности он подарил стране, потомком одного из фараонов которой он себя называл, 17 картин из серии «Галерея выдающихся деятелей Египта», которые сейчас находятся в Александрийской библиотеке.

Открытие персональной выставки известного иконописца и египтолога Михаила Потапова в Новокузнецком художественном музее состоится 3 февраля в 17.00.

Фото из архива Новокузнецкого художественного музея


Просмотров статьи: 370