Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Когда бьют зеркала

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

Как посмотреть на себя со стороны? Как понять, когда поступать так или иначе? Каким правилам следовать, какими моментами в жизни можно пренебречь? Порой в этой житейской головоломке и взрослому-то не разобраться, а уж тем более девяти- или десятилетнему ребёнку! Однако юные артисты театра «Питер Пэн» при Новокузнецком драматическом театре, сыгравшие в новой премьерной постановке, и их родители знают: лучший способ посмотреть на себя со стороны – оказаться в зазеркалье.

На днях театр пригласил школьников города отправиться в путешествие по королевству, где всё наоборот. Гидами для них в новом спектакле под названием «Зеркальная история» стали сверстники, которые занимаются театральным искусством, – студийцы детского театра «Питер Пэн». Показ спектакля стал возможен в рамках проекта «Играют твои ровесники» и благодаря программе Министерства культуры РФ поддержки театральных и музыкальных проектов в регионах России.

В этом году в рамках проекта «Играют твои ровесники» выпущено два премьерных спектакля, в которых заняты все дети младшей и старшей возрастных групп детского театра: мюзикл «Тайна Кентервильского замка» (режиссёр Анатолий Нога) и «Зеркальная история» (режиссёр Евгений Лапшин). Надо отметить, что реализация творческих замыслов данного проекта проходит в год 30-летнего юбилея «Питера Пэна», ранее носившего название театра детского творчества «Юность».

Сюжет «Зеркальной истории» знаком многим взрослым по советскому художественному фильму «Королевство кривых зеркал» (поставлен на киностудии имени Максима Горького в 1963 году режиссёром Александром Роу по одноимённой повести Виталия Губарева).

Королевство кривых зеркал – мир, в котором даже имена звучат, как зеркальное отражение. Власть в королевстве узурпировала группа алчных богачей – король Йагупоп (Попугай) LХХVII, наиглавнейший министр Абаж (Жаба) и главнейший министр Нушрок (Коршун). Каждый из министров, как и красавица Анидаг (Гадина), дочь главнейшего министра Нушрока, предпочли бы сами, властвуя, сидеть на троне королевства. И к своей цели они готовы идти, не гнушаясь никакими способами.

В этом мрачном королевстве, чтобы держать народ в подчинении, по приказу короля изготавливаются лишь кривые зеркала, глядя в которые уродливые кажутся красивыми, а красивые уродливыми, молодые – старыми, а старые – молодыми, голодные и измождённые – цветущими и упитанными, а сытые и дородные – стройными и худощавыми. Но нашёлся один юный храбрец – Гурд (Друг), отказывающийся делать кривые зеркала. Более того, он сам бьёт и призывает других разбивать зеркальные поверхности, искажающие действительность. За этот призыв к бунту Гурда приговаривают к смертной казни, в ожидании которой он заточён в Башню смерти.

В это кривое королевство и попадает главная героиня – третьеклассница Оля, которая отличается рассеянностью, не слушается свою бабушку, капризничает, ленится, легко может приврать. И потому бабушка, сетуя на внучку, то и дело приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если бы ты могла посмотреть на себя со стороны!» Такую возможность девочке предоставляет большое комнатное зеркало, которому также надоели девчоночьи капризы. Оно приглашает Олю в зазеркалье, в то самое Королевство кривых зеркал, в котором она сталкивается со своим отражением – девочкой по имени Яло. Обе становятся свидетелями ареста Гурда и решают вызволить мальчика из Башни смерти. Для этого им надо завладеть королевским ключом – символом королевской власти. Ключ существует в двух экземплярах: один – у короля, другой – у наиглавнейшего министра Абажа. В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе, а Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, неаккуратность и боязливость. И далее по сюжету с девочками происходят самые разные события. У них появляется возможность завладеть ключом, после чего начинаются головокружительные погони, которые завершаются спасением из заточения храброго мужественного Гурда. В конце концов, не выдержав такого исхода, главные властители королевства превращаются в попугая, жабу и гадину. А Нушрок, сорвавшись с уступа Башни смерти, погибает.

Королевство освобождено, и Оля снова оказывается дома перед зеркалом. Посмотрев на себя со стороны, пообщавшись со своим отражением, она исправляется, чем удивляет и радует свою бабушку. И эта увлекательная сказочная история, в которой рассказывается о том, что иногда даже детям неплохо взглянуть на себя со стороны, что за свободу нужно бороться, а друзей не предавать, была сыграна актёрами Юлией Нагайцевой, Даниилом Нагайцевым, Сергеем Ермаковым, Александром Шрейтером, Андреем Грачёвым, Иваном Железняковым, и, конечно же, многими юными актёрами «Питера Пэна».

Все играли вдохновенно и выразительно, и реакция зрительного зала – ровесников юных актёров, пришедших на спектакль из многих школ города, – была не менее выразительной. Играть для такой, прямо сказать, шумной, а где-то и неуправляемой зрительской аудиторией, оказалось совсем непросто. Так, после разрешения войти в театр, заполнившие вестибюль школьники, дружно с криком «а-а-а!», словно в роли пиратов с корабля, беря театр на абордаж, ворвались в большое театральное фойе. При этом другим, неосторожно стоящим у входа зрителям пришлось попросту отскочить в сторону, чтобы эта ватага «индийских слонов» не смогла их, словно пигмеев, затоптать. Обращение перед началом спектакля не шуметь и не шуршать конфетными обёртками, а в конце спектакля кричать «браво» было не всеми воспринято: шумели, в голос обсуждали происходящее на сцене, а вместо «браво!» кричали «ура!». Эмоционально, от души воспринимая происходящее на сцене, передние ряды под восторженные вопли едва не кинулись помогать спрыгнувшему в зал, якобы с уступа, Нушроку. Так что подумалось: «Уноси, Нушрок, из зала скорее ноги, иначе на зрительских эмоциях добьют!» И ведь ничего тут не скажешь – такая вот необычная аудитория на подобных детских постановках! А они, постановки, и призваны не только воспитывать подобного невоздержанного зрителя, но и привлекать в детский театр, как сказал режиссёр Евгений Лапшин, новую молодёжную аудиторию. «Дети возраста 7–10 лет играют для таких же, как они. И здесь, происходит, наверное, какой-то обмен: дескать, мы вот прикоснулись к театральном ремеслу, а вы ещё нет, но и у вас тоже есть шанс. И если такой контакт случается, то в будущем те дети, которые сидели в зрительном зале, тоже захотят попробовать себя на сцене», – обращаясь к представителям городских СМИ, отметил Евгений Лапшин. А в том, что захотят, уверенность есть. Недаром в «Питер Пэн» ежегодно приходят осваивать актёрское мастерство, хореографию и вокал 1,5 сотни детей и подростков.

Фото из архива Новокузнецкого драматического театра


Просмотров статьи: 403