Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мечта архитектора

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Насколько хорошо мы знаем свой город? Дома, в которых живём? Их историю, порой легендарную, порой с трагическим оттенком… Идея организовать выставку, рассказывающую об архитектуре не только Новокузнецка, но и городов юга Кузбасса, пришла Алексею Сорокину, старшему научному сотруднику Новокузнецкого краеведческого музея, во время одной из его исторических экскурсий по городу. Назвал он экспозицию «Архитектурный образ Кузбасса». Тема довольно специфическая, но уж очень интересная, и надо сказать, редкая в общей музейной программе. На помощь задуманному Алексеем пришли фотографии и документы не только из фонда родного музея, но и музейных фондов Гурьевска, Осинников, Прокопьевска, Междуреченска, а также частных коллекций краеведов Кузбасса.

Выставка на днях открылась в Новокузнецком краеведческом музее.

«Муссолини в архитектуре»

На выставке можно увидеть, как в 30-е годы прошлого столетия возле шахт и заводов юга Кузбасса рождались и активно развивались города: в 1931 году – Прокопьевск, в 1936-м – Киселёвск, в 1938-м – Гурьевск и Осинники. В стиле конструктивизма здесь строились капитальные общественные здания, возводились жилые постройки. И в этом активное участие принимала группа немецкого архитектора Эрнста Мая. Она проектировала общественные и жилые комплексы для Новокузнецка, Щегловска (Кемерова), Прокопьевска. В экспозиции представлены фото, журналы и проекты Эрнста Мая, уникальной личности в мире довоенной архитектуры. «Эрнст Май был человеком организованным, чрезвычайно напористым, очень работоспособным, порой грубым в отношениях с людьми, но при этом умеющим собрать вокруг себя лучших специалистов», – отзываются об архитекторе историки. За эти черты характера Эрнста Мая даже окрестили в архитектурных кругах «диктатором» и «Муссолини в архитектуре».

В разного рода документах упоминается о том, что впервые Май заявил о себе в 1925 году, когда в короткие сроки обеспечил жильём 10 тысяч семей во Франкфурте-на-Майне. Разработанная Маем строительная программа «Новый Франкфурт» для Германии того времени была беспрецедентной по своим масштабам. Концепция Мая позволила быстро обеспечить нуждающиеся семьи дешёвым типовым жильём. И если у одних немцев такая архитектурная концепция и оперативность в строительстве вызвала бурную радость, то у других – яростное возмущение. «Это просто ужас! Май уродует облик города своими «коробками»! Это противоречит хорошему вкусу! Это настоящее издевательство над эстетикой!» – такими строками были заполнены коллективные письма протеста. Маю подобные народные настроения были безразличны, потому что он, напористый и целеустремлённый, твёрдо был убеждён в правильности своих идей. Вскоре он организовал во Франкфурте международный конгресс архитекторов, на который приехала и советская делегация. Широкомасштабные планы Мая заинтересовали архитекторов Советского Союза. Как сказано в одном из документов, «СССР как раз нужен был человек, способный организовать строительство громадных жилых комплексов в городах с быстро развивающейся промышленностью».

Мая пригласили в нашу страну и предложили выгодный, семилетний контракт. Он, не задумываясь, согласился: такой крупный проект – мечта каждого архитектора.

Вместо квартир – бараки

В советскую страну он приехал в 1930 году вместе с группой, прозванной бригадой Мая и сформированной из специалистов из разных европейских стран. Потом участники вспоминали, что им было предложено приехать в СССР вместе с семьями и даже мебелью – «уж очень русским хотелось посмотреть, как живут западные архитекторы».

Бригада Мая, в которой насчитывалось 800 человек, в том числе 150 иностранных специалистов (впоследствии значительная часть из них попала под молот сталинских репрессий), создавала типовые проекты жилых зданий, школ, детсадов, больниц, а также разрабатывала генеральные планы застройки почти двух десятков советских городов. Таких, например, как Новокузнецк, Кемерово, Нижний Тагил, Орск, Прокопьевск, Харьков, Магнитогорск. В «майских» социалистических городах, по замыслу их автора, здания группировались компактно, вокруг садов и парков, чтобы в них было много зелени и света.

Однако многим мечтам Эрнста Мая сбыться не довелось. На стройки приезжала масса рабочих, которым нужно было где-то жить. И вместо удобных квартир приходилось спешно проектировать тесные общежития и бараки с общими кухнями и санузлами. На этом настаивали власти: дескать, главное сейчас – индустриализация страны, а жильё подождёт. Через три года своего пребывания в СССР возмущённый и разочарованный Эрнст Май разорвал контракт и покинул страну Советов, но в память о нём остались спроектированные им и построенные в стиле конструктивизма здания. К слову, Май не возвратился в неонацистскую к тому времени Германию, а вместе с семьёй эмигрировал в Африку, где продолжал заниматься своим любимым делом. Белые округлые здания, возведённые в рамках его концепции «Новая Африка», по сей день стоят в Кении, Уганде, Танзании.

Классика неоклассицизма

Представлены на выставке здания и в стиле сталинского ампира, зародившемся в начале 1940-х годов,  а также здания в стиле неоклассицизма, характерные для послевоенной советской архитектуры. В Новокузнецке это монументальные строения, жилые дома, общественные постройки. В частности, так называемый Дом ударника на проспекте Металлургов, 25, построенный в 1941 году, который заселяли стахановцы и руководители заводов и предприятий. А рядом – главпочтамт. К этому стилю можно отнести и жилые дома, в одном из которых в настоящее время расположен Новокузнецкий краеведческий музей, а также жилые постройки напротив, построенные в конце 1940-х – 1950-х годах. Все они были возведены по проекту известного московского архитектора Георгия Градова (между прочим, отца актрисы Екатерины Градовой, радистки Кэт из известного фильма «Семнадцать мгновений весны» и первой жены замечательного актёра Андрея Миронова).

В годы Великой Отечественной войны Георгий Градов – разведчик-диверсант, после её окончания – директор научно-исследовательского и проектного института учебных зданий. Был автором многих проектов зданий школ и детских садов. В 1954 году, уже будучи начальником сектора НИИ общественных зданий Академии архитектуры СССР, направил в ЦК КПСС письмо с критическим анализом «порочной эстетско-архаической направленности советской архитектуры». В ЦК к его доводам прислушались и пригласили принять участие в подготовке знаменитого Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С принятием этого постановления началась борьба с «излишествами», подверглись критике и гонениям многие архитекторы, работавшие в эпоху послевоенного неоклассицизма. Остались лишь на бумаге задуманные и не воплощённые в жизнь, в том числе и в Новокузнецке, архитектурные проекты некоторых жилых и общественных зданий. (Их, проекты, также можно увидеть на выставке, полистав альбом таких идей-незавершёнок).

Дом с лифтом и колоннами

Примером послевоенного неоклассицизма является и дом на Металлургов, 39, построенный по проекту новокузнецких архитекторов Павла Отурина, Доната Горного и Виталия Савченко.

В Павле Ивановиче Отурине, авторе таких оригинальных сооружений в городе, как кинотеатр «Октябрь», центральный универмаг, площадь Маяковского, соединилось всё: большой опыт инженера-строителя и архитектора, любовь к городу. Будучи главным архитектором, Павел Отурин много сил вложил в осуществление проектов застройки центральной части города. Именно в его время начался процесс создания единых архитектурных ансамблей. Законченный вид получила, к примеру, центральная магистраль – проспект Металлургов. Здесь в декабре 1955 года был сдан в эксплуатацию дом №39, ставший достопримечательностью города, и в этом же году была заложена площадь Маяковского.

Этот 285-квартирный шестиэтажный жилой дом стал образцом жилья советской элиты. Горожане называли его «театральным», поскольку раньше дом заселяли театральные деятели, актёры, а также врачи. К слову, это здание уцелело в борьбе с архитектурными излишествами. В доме есть лифт, что по тем временам было редкостью. Украшением здания стала и открытая галерея с 32-мя колоннами, что протянулась по всему шестому этажу.

Кроме фотоснимков и документов на выставке представлены интерактивные зоны, где можно увидеть видеохронику строительства городов юга Кузбасса 30-х, 40-х и 50-х годов прошлого века, познакомиться с нереализованными проектами, начиная с 1930-х годов по 1954-й год. Так, можно увидеть проект Привокзальной площади с огромными высотками и памятником Сталину. Или проект спортивного комплекса при входе в парк имени Гагарина. С площадками, теннисными кортами и бассейном. Можно встретить и проект Дома Советов московского архитектора Ильи Голосова – монументальное здание, которое должно было быть размещено на месте драмтеатра и войти в архитектурный ансамбль со зданием городской администрации и гостиницей в одиннадцатиэтажном доме. Воплощению в жизнь этих и других проектов помешали отсутствие финансирования и пресловутое постановление об «архитектурных излишествах»...

Выставка будет работать в течение месяца.


Просмотров статьи: 611