Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Своя территория – «Терраса»

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: из архива участников проекта «Терраса»

Ни один театр, тем более драматический, не может существовать без экспериментов, без поиска чего-то нового, со своей «изюминкой», не приевшегося и не статичного, отвечающего интересам современной взыскательной публики. Такие поиски четвёртый год идут на подмостках Новокузнецкого драматического театра в рамках проекта «Терраса». На днях в Драме для таких  поисков и театрально-драматургических изысканий под эгидой проекта был открыт четвёртый сезон.

 Всякий театр – это своеобразный живой организм, и он должен развиваться. По словам  Анны Резвовой, руководителя литературно-драматической части театра, куратора «Террасы», проект направлен на развитие зрительской аудитории, определённая часть которой привыкла к неким стереотипам. У этой категории зрителей есть чёткие понятия: каким должен быть театр, как должен быть поставлен и прозвучать со сцены тот или иной спектакль, и их мнение при этом незыблемо и нерушимо. Но есть другая часть публики, которая хотела бы видеть в  постановках некий театральный адреналин. Спектакли, которые втягивают их в свой водоворот и заставляют быть также участниками театрального процесса. И таких зрителей в нашем городе немало. Более того, они, в основном в социальных сетях, пристально следят за всеми постановочными новшествами, которые может предложить им «Терраса».

В Новокузнецке, по словам Анны Резвовой, действительно, не стоит проблема непонимания между зрителями и актёрами «Террасы», созданной в качестве театральной лаборатории, работающей по разным направлениям. Опыт такой у театра уже был.  Взять хотя  бы ушедший в Лету тот же «Открытый микрофон», который в своё время отличался по формату от традиционных театральных спектаклей. Таким образом, уже начиная с первого сезона, «Терраса» стала своего рода театральной метафорой – проектом, где всё направлено и располагает для общения с новым.  Как известно, без общения со зрителем, без этой обратной связи театр не может существовать. И потому после каждой постановки «Террасы»  в чате проекта  проходят обсуждения, читки, эскизы.  Более того, для обсуждения репертуара приглашаются критики, способные провести тот или иной профессиональный обзор.

 «Терраса» необходима не только для развития зрителя, она содействует и служит  развитию самих актёров Новокузнецкого драматического театра. В этом твёрдо уверены и главный режиссёр театра Ярослав Рахманин, и режиссёр  постановок «Террасы» Андрей Грачёв.  Многие актёры на театральном пространстве «Террасы»  вполне  могут себя реализовать. Проявлять инициативу, предлагать свои идеи постановок,  после просмотра которых было бы о чём поговорить со зрителем, как это делают участники «Террасы» Андрей Грачёв, Евгений Лапшин, Игорь Омельченко, Олег Лучшев.

 Так и в спектакле «DJ NIKISSA» (режиссёр Никита Славич) главенствует полная импровизация, в которой приглашают поучаствовать и зрителей. В постановке есть ди-джей, который на фоне экрана с плей-листом из Ютуба, может комментировать звучащие из репертуара не столь далёких времён популярные  песни. Есть раскованные зрители, которые видят друг друга, «заражаясь» друг от друга этим настроением сопричастности и соучастия в театральном творчестве, и  в памяти которых те или иные песенные хиты вызывают свои и забавные, и, возможно, горькие по своей сути эпизоды. Зрительская аудитория при этом может сопереживать, подхватывать хором звучащие песни. Ведь участников этой  постановочной импровизации призывают выходить к микрофону, петь, танцевать и самозабвенно комментировать те или иные песенные композиции, возможно, даже их молодости. В таком вот песенно-танцевальном выходе, перемежающимся с личными  воспоминаниями,  всё это песенно-словесное зрелище  под комментарий ведущего его ди-джея и наполняет этот необычный спектакль. В нём нет традиционного драматургического материала, но в ходе этого действия с импровизацией зрителей, экспромтом создающих общий спектакль, может быть зримо и во всеуслышанье отражена в целом вся история страны, или, по крайней мере, её определённый временной отрезок.

 Надо отметить, что в рамках этого театра соучастия, как ещё можно назвать «Террасу», совместно с кемеровской «Малой сценой» на протяжении двух лет проходят театральные  фестивали «Эхо Любимовки», на которых можно почерпнуть новые, родившиеся после просмотра идеи. Поделиться нажитым постановочным опытом. Взаимообмен между актёрами-новаторами, как и взаимообмен со зрителями, в театральном мире ещё никто не отменял.


Просмотров статьи: 326