Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мосты в фотографиях

Газета «Новокузнецк», выпуск №32 (1133)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

На прошлой неделе ко дню строителя в Новокузнецком краеведческом музее открылась интересная фотовыставка «Соединяя берега». Обычно, когда говорят о строителях и строительстве, мы представляем себе возведение жилых кварталов, стадионов, дворцов культуры и театров, детских садов и школ, иногда можем припомнить промышленные предприятия. Но кроме всего прочего строительство – это ещё и мосты, без которых нормальная жизнь городов, расположенных на обоих берегах крупных рек, была бы невозможной.

Серьёзных мостов (небольшие мостики считать не будем) в Новокузнецке и его окрестностях много – около 20 с суммарной протяжённостью в пять километров. В черте города или рядом с ним протекают Томь, Кондома, Аба, есть и менее значительные речушки. Выставка в музее посвящена мостам через Томь – Коммунальному (Кузнецкому), Байдаевскому, Дозовскому (Запсибовскому) и Ильинскому.

Коммунальный (он же Кузнецкий) мост стал первым не только в городе, но и во всем Кузбассе капитальным мостом через Томь, не считая железнодорожных. На рубеже 1920–1930 годов правобережную часть с Кузнецком и левобережную с Кузнецкстроем соединяла лишь лодочная переправа летом и ледовая зимой. Строить мост для завода было дорого, но на помощь пришло железнодорожное ведомство. Были планы на возведение в окрестностях Кузнецка паровозовагоностроительного завода, во многом ради которого в 1934 году и начали строить мост. Завод в итоге из планов исчез, а пущенный в строй 30 октября 1936 года мост протяжённостью в 423 метра и шириной проезжей части в шесть метров остался.

Со строительством Коммунального моста связана довольно драматическая история. Работами руководил Виктор Николаевич Ушатин, инженер, прибывший на Кузнецкстрой в 1930 году по личному приглашению Бардина и возглавлявший отдел механизации, за что получил прозвище «главный землекоп». По завершении строительства моста Виктора Николаевича… арестовали по доносу о вредительстве. Появилось даже заключение о том, что мост вот-вот рухнет, на что инженер заявил, что готов к расстрелу, если это произойдёт. Не помогло – приговорили к 20 годам лагерей. В 1956-м реабилитировали, он вернулся в Новокузнецк, продолжил строить КМК, ЗСМК.

А мост, к слову, простоял до 1972 года, после чего не только физически, но и морально устарел и был заменён на новый, первый в Кузбассе мост, сделанный из напряжённо-армированного железобетона. Строительство нового моста сопровождалось уникальной операцией. Чтобы не останавливать довольно интенсивное движение и не создавать транспортный коллапс, рядом, буквально в нескольких метрах, поставили опоры для временного моста, на который и перенесли старое мостовое полотно. Вот как об этом вспоминал непосредственный участник бригадир монтажников Виктор Васильевич Токмаков: «Когда мы передвинули старый мост, готовились мы его двигать целое лето, три месяца. Вы там вот можете посмотреть – временные опоры сохранились, деревянные стоят с кирпичами, и уголки там стояли каркаса, вот на это передвигали старый мост и готовились три месяца. Потом в конце там были швеллера, ставили лебёдку ручную, и потихоньку за три часа мы мост передвинули». К слову, этому в то время не сильно удивились: советские строители и инженеры иногда просто творили чудеса – могли передвинуть уже построенные жилые дома, а на Запсибе, спустя несколько лет, в 1976 году, передвинули на 100 метров доменную печь высотой 80 метров и весом в 13 тысяч тонн.

Длина нового моста составила 430 метров, ширина – 17, грузоподъёмность – 50 тонн. Ограждение для него проектировал знаменитый новокузнецкий архитектор Александр Выпов, который включил туда в качестве декора 20 изображений разработанного им же и принятого в 1970 году герба Новокузнецка. Это одно из очень немногих мест города, где сегодня можно увидеть «выповский» герб. Опоры временного моста убирать не стали, они были слишком глубоко посажены. Многие сегодня принимают их за остатки моста 1930-х годов, хотя это не так.

В середине 1950-х годов в Новокузнецке был построен самый длинный в Кузбассе полностью железный автомобильный мост – Байдаевский. Детали для него изготавливались на заводе «Кузнецкие металлоконструкции». Его длина составила 220 метров, вес – 800 тонн.

Самый длинный мост на юге Кузбасса, Запсибовский (Дозовский) был сдан в эксплуатацию 8 января 1963 года – берега Томи здесь соединяют 486 метров мостового полотна. Ширина моста тоже внушительная – 22 метра, что делает его одним из самых широких в Кузбассе. Детали этого моста, как и Байдаевского, также делались на «Кузнецких металлоконструкциях».

Долгое время капитального моста на ДОЗе не было, пользовались понтонным. Со строительством ЗСМК потребность в мосте встала очень остро. Инновации при строительстве были и здесь. Например, впервые была использована «многопролётная неразрезная система с предварительным напряжением металла в зоне растяжения над опорами». У металла, из которого варили мост, и бетона, который укладывался сверху для обеспечения высокого качества проезжей части, разные степени сжатия (растяжения). Мост был спроектирован таким образом, что в любой точке системы напряжение одинаковое при любых условиях. Авторы (Юрий Сергеевич Богуш и Анатолий Андреевич Кобенко) удостоились золотой медали Выставки достижения народного хозяйства.

Последний в списке мост, Ильинский, был введён в строй в 29 августа 1969 года, чтобы связать Запсиб с будущим Новоильинским микрорайоном. Это мост-долгострой, его возводили пять лет. Он стал первым и единственным в Кузбассе… склеенным мостом. 616 его блоков-пролётов весом в несколько десятков тонн каждый были приклеены друг к другу особо прочным клеем. По такой технологии в России было построено всего три моста. Наш – самый длинный из них. Пуск этого моста положил начало активному развитию Новоильинки. В 1980-е годы планировалось проложить по мосту линию скоростного трамвая, но реализовать этот план помешали финансовые проблемы 1990-х.

Фотографии с выставки «Соединяя берега» погружают нас на десятилетия вглубь времен, позволяя увидеть, как рождалось то, чем сейчас город пользуется, не задумываясь о том, как это делалось, какие уникальные технологии применялись, чьи судьбы стоят за этим строительством. Мы видим не только мосты, но и людей их строивших. Большинство фотографий редкие, некоторые вы наверняка увидите впервые.

Посетить выставку и увидеть интересные фото можно до конца августа.


Просмотров статьи: 543