КАЗЫРный пленэр
Как известно, художник без выезда на пленэр – обычный рисовальщик. Именно выезд на природу даёт творческому человеку вдохновение, позволяет шагнуть на новую ступень мастерства. Тем более что лето для живописцев и графиков – самый плодотворный период для творчества. На днях на территории Междуреченского городского округа завершился региональный пленэр художников-любителей Кузбасса «Кузнецкий Алатау – 2021». Учредитель ежегодных пленэров – Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, организатор – государственное автономное учреждение культуры «Центр народного творчества Кузбасса».
Кузбасс славен пленэрами
В региональном выезде на природу в один из живописных туристических приютов, расположенных в нескольких часах езды от Междуреченска на берегу реки Казыр, участвовали более 20 художников из Новокузнецка, Кемерова, Междуреченска, Калтана, Белова, Краснобродского городского округа, а также Прокопьевского, Топкинского и Тисульского муниципальных округов.
Каждый пленэр – не просто выезд для изображения природных красот, это ещё и общение с мастерами живописи и графики, учёба, обмен опытом, конкурс и, конечно же, рождение дружеских связей на долгие годы.
На протяжении 30-ти лет группы художников-любителей возглавляет руководитель поначалу областных, а потом и региональных выездов Людмила Пушкаренко, заведующая отделением декоративно-прикладного искусства Центра народного творчества Кузбасса. По словам Людмилы Валерьевны, пленэр – масштабное мероприятие, традиции которого берут начало ещё с советских времён. Проходят они каждый год, почти не прерываясь. В прежние выезды в пленэре участвовало большое количество художников-мужчин. Однако в последние годы гендерный состав таких выездов капитально изменился: на пленэр выезжают в основном представительницы прекрасной половины человечества. Вот и на этот раз мужчин-художников среди участников было раз-два и обчёлся. По словам специалистов, в художественном мире это уже стало тенденцией, учиться искусству живописи и графики в колледжи и вузы идут в основном девушки. И потому не стоит удивляться, что среди художников-любителей также преобладают женщины, а вот мастер-классы на пленэрах проводят, как правило, мужчины. Уж тут им и кисть с карандашом в руки!
Мастерство из рук мастера
Второй год подряд теоретические и практические занятия по живописи, мастер-классы от профессионала для пленэристов проводит Андрей Ковригин, член Союза художников России, заведующий кафедрой живописи Новокузнецкого областного колледжа искусств, участник различных конкурсов, обладатель нескольких персональных выставок. После Кемеровского художественного училища он окончил Владивостокский институт искусств, вернулся в родной Новокузнецк, где и стал преподавать начинающим талантам. Среди его персональных выставок была и «Андрей Ковригин – художник и педагог» из серии «Учитель и ученики», на которой он представил более 70 этюдов и академические портреты. В работах можно было увидеть живописные окрестности Кузедеева, Тельбеса, Горного Алтая и Чуйского тракта. В проекте принимали участие и его выпускники, которые неоднократно становились лауреатами профессиональных выставок. Искусствоведы говорят о Ковригине, как о художнике с большой работоспособностью, а также как о мастере разножанровости. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые картины, которые стали редкостью в творческом багаже современных художников. Большое внимание Андрей Ковригин уделяет портретам. Когда-то в одном из интервью он признался: «Мне легче удаются портреты, потому что в них рисунок играет большую роль». На проходящей в Новосибирске Х региональной выставке Андрей Иванович был награждён дипломом за портрет молодой матери, кормящей ребёнка грудью. Диплом был вручён ему председателем правления Новокузнецкой организации Союза художников Петром Рещиковым на одной из персональных выставок. Этюды у него наполнены светом и сочными красками. Привлекают внимание красивые по свету и композиции пейзажи и натюрморты, которые порой пишутся им на одном дыхании. О них, изящных и необычных, говорят, как об особой удаче Андрея Ковригина.
Воровать глазами
Художник не только преподаёт мастер-классы на областных пленэрах, но и сам, вдохновляясь красотами тех мест, где бывает в составе выездов на природу живописцев и графиков, пишет. Возвращается Андрей Иванович с пленэров с этюдами, которые в дальнейшем становятся очередными работами для его «персоналок».
Ещё на прошлом, усть-кабырзинском выезде, к художникам присоединились педагоги различных художественных школ и колледжей, для которых пленэр стал возможностью усовершенствовать своё мастерство, поскольку с самодеятельными художниками-любителями сюда приезжают и профессионалы такие, как Виктор Самошкин из Прокопьевска и Пётр Бордокин из Гурьевска, устраивающие свои мастер-классы. В прошлом году к ним присоединился и новокузнечанин Андрей Ковригин, который признался, что на усть-кабырзинском пленэре чувствовал себя одновременно и учителем, и учеником – настолько интересные творческие личности, преподающие одновременные уроки мастерства, собрались! И хотя на этот раз на Казыре и у горы Югус было немало новичков, поучиться каждому было чему. А тем более перенять опыт у тех, у кого он был наработан годами преподавательской деятельности в учебных заведениях.
Как признаются многие художники, пленэры – единственная возможность практики, получения уроков от мастеров, возможность писать на природе, в кругу единомышленников. Для кого-то главное в таких поездках – творческое общение, которое, как говорят японцы, позволяет воровать глазами, перенимать опыт художников-профессионалов. И как показывает опыт пленэров, которые, между прочим, с таким постоянством, из года в год, проводятся только в Кузбассе, во время такой творческой учёбы на природе многие надолго обретают друзей-единомышленников.
Каждый пишет так, как дышит
И каждый раз место, выбираемое для выездов, – место живописное, в какой-то степени даже диковатое, причудливое. Когда-то таким был Макарак в Тисульском районе, суровый по своей красоте, с живописными скалами и горами, одетыми в ершистую шубу сосен и елей. В прошлом году, несмотря на разразившуюся пандемию (пусть и на пять дней участия в пленэре, но зато каких плодотворных!), «местом преткновения» стала горно-шорская, по-своему экзотическая Усть-Кабырза. Для подобного творческого круиза и одновременно своеобразного конкурса она была выбрана в третий раз. За свою совершенно необычную, окружённую со всех сторон гористо-скальными возвышенностями местность. Таким диковато-причудливым местом, переливающимся красками горной реки, стал на этот раз приют на горной реке Казыр, а затем на четыре дня пленэр продолжился у горы Югус, на берегу Томи. «Замечательно и плодотворно провели на этом пленэре время!» – отмечает новокузнецкая художница Ирина Зинатуллина. В пленэрах она участвует девятый год подряд и каждый раз возвращается в родной Новокузнецк с немалым количеством работ. Вот и на этот раз Ирина «наработала» 12 произведений, из которых три были взяты на областную передвижную выставку, посвящённую кузбасским красотам. (Надо отметить, что среди участников пленэра прошла региональная выставка-конкурс работ художников-любителей «Кузбасские этюды-2021», лучшие работы пленэра пополнили фонд областных передвижных выставок «Краски земли Кузнецкой» и «Таёжные мотивы»).
Среди молодых участников была и новокузнечанка Лариса Сазонова, преподаватель по изобразительному искусству Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната. «Для меня пленэр – это красивые места, дружеская атмосфера. Никто так не учит, как природа! Здесь мы не только оттачиваем свои профессиональные навыки, но и отдыхаем. Среди этой живописной красоты отлично пишется и прекрасно дышится», – отмечает Лариса Сазонова.
Так что, несмотря на туристический образ жизни, в котором нет места привычному домашнему комфорту, возвращаются из таких творческих круизов художники-любители, переполненные новыми планами и, конечно же, надеждами.
Фото из архива новокузнецкой художницы Ирины Зинатуллиной
Просмотров статьи: 498