«Мы оба с тобой чемпионы!»
В нашем городе есть люди, в фотоальбомах которых хранятся редкие уникальные фотоснимки – свидетельства большой дружбы с известными на всю страну людьми. Есть такие сделанные на память фотографии и у новокузнечанина Виктора Черемисова. На протяжении многих лет Виктор Игнатьевич дружил с известным и обаятельнейшим Николаем Караченцовым.
Дружба между актёром и инженером-технологом Кузнецкого металлургического комбината началась в далёком 1986 году. В то время труппа театра «Ленком» приехала в Новокузнецк на десятидневные гастроли. В городе в один из этих дней проходило первенство среди городских спортсменов-теннисистов, посвящённое Дню физкультурника, в котором участвовал и Виктор Черемисов, помимо тенниса, к слову, активно занимавшийся тогда еще и хоккеем, боксом, волейболом.
Заглянул на теннисный корт, расположенный за бассейном «Витязь», и актёр Николай Караченцов, у которого выдалось время для отдыха между спектаклями. «Можно мне тоже с вами посостязаться?», – робко спросил он. «Конечно, можно! Становитесь со мной в пару!», – сразу же узнал актёра Виктор. «Играли долго. Кто из нас стал победителем – тогда было неважно, – вспоминает Виктор Игнатьевич. – Но Николай Петрович, прощаясь со мной, сказал: «Мы оба с тобой чемпионы!» Потом не один раз заглядывал он на корт, чтобы сбросить усталость и прийти в форму. И вновь мы становились с ним в пару. Так, на теннисном корте и завязалась наша дружба, которая длилась на протяжении многих лет, вплоть до трагедии, случившейся с ним во время аварии. В таком тяжёлом состоянии, каком находился актёр долгих тринадцать лет, я не решался его тревожить.
А тогда, после первых встреч, в пылу эмоций Николай Караченцов, человек по натуре простой, общительный и дружелюбный, предложил новокузнечанину: «Как только появится у тебя возможность – приезжай ко мне в гости! В любое время можешь наведываться ко мне домой в Москву!» И такая возможность у Виктора Игнатьевича вскоре, благодаря семейным обстоятельствам, появилась. Новый 1987-й год Виктор Черемисов встречал в большой компании актёров и музыкантов, в доме Караченцовых, где его приняли как давно знакомого близкого человека, в том числе жена Николая – актриса Людмила Поргина, тринадцатилетний сын Андрей и тёща, которую Николай Петрович очень любил и, спеша в больницу к которой, попал в аварию. «Меня тогда поразил такой факт, – вспоминает Виктор Черемисов. – В большой, просторной и уютной квартире приходящие гости, в том числе и хозяева, как принято в домах Лондона, расхаживали обутыми. Всё было так, словно в небольшом театральном зале, когда зрители приходят на спектакли, не снимая обуви».
На память новокузнечанину приходят и такие эпизоды. Когда этот, уже в то время популярный и известный на всю страну актёр, «простой парень Коля Караченцов», сразу же повел его по московским достопримечательностям. И, в частности, на посиделки знаменитостей – актёров, танцоров и музыкантов, которые проходили в прекрасно оборудованном подвальном помещении магазина «Елисеевский», с их неповторимой творчески-зажигательной театрализованной атмосферой. Здесь сибиряк познакомился с примой Лондонского балета танцором Эриком Мухамедовым, певцом Крисом Кельми, композитором Максимом Дунаевским, большим другом семьи Караченцовых, другими известными актёрами и музыкантами. У обоих – Максима Дунаевского и Николая Караченцова – было интернатовское детство. И эти детские воспоминания сроднили их на долгие годы. Кстати, особенная щербинка в зубах харизматичного актёра, ставшая отличительной чертой его облика, была получена им во время жестокой драки с интернатовскими пацанами-задирами. Не обошлось, конечно, и без встреч за теннисным кортом. Оба – Николай Петрович и Виктор Игнатьевич – опять-таки в паре, в компании, в том числе с Крисом Кельми, играли в спортивных залах Дворца спорта ЦСКА и Академии известного теннисиста-тренера Шамиля Тарпищева.
Навещая своих новых друзей в Москве, новокузнечанин Виктор Черемисов привозил им в подарок сибирскую «экзотику» – золотой и маралий корни, лекарственные травы, кедровые шишки, другие дары тайги. А Николай Петрович в знак благодарности за дружбу и необычные для столичных жителей подарки приглашал Виктора и многочисленных друзей-теннисистов на спектакли, с показом которых гастролировал по Кузбассу «Ленком». «Билетов было не достать, в кассе их не было! Разбирали задолго до гастролей, – делится своими воспоминаниями Виктор Игнатьевич. – А желающих посмотреть спектакли известного театра среди теннисистов оказывалось немало. Однажды нас набралось 13 человек – целая футбольная команда. Но всех Николай Петрович безоговорочно провёл в зрительный зал. Так мне и другим теннисистам удалось увидеть спектакли «Sorry», «Юнона и Авось», про Тиля Уленшпигеля… Незабываемые впечатления! Игра ленкомовцев была потрясающей!».
Кстати, актёр при этом шутил, что на футбол столько не собрать, сколько собирались на театральный просмотр «левых» зрителей. При этом и в футбол, матчи которого опять-таки собирали немало зрителей, они – гастролирующие актёры «Ленкома», также успевали сыграть в Новокузнецке. Актёрская команда «Авось», в которую входили Николай Караченцов, Александр Абдулов, Крис Кельми, музыканты его группы «Рок-ателье» и другие устраивала спортивные баталии с командой новокузнецких и кемеровских журналистов под названием «Гонорар». До сих пор немало горожан вспоминают те спортивные страсти, которые кипели на этих футбольных встречах. Недавно Виктор Игнатьевич увидел и выпросил у известного в городе журналиста и участника тех футбольных баталий Валерия Немирова фотоснимок, на котором обе команды запечатлены вместе. Снимок в качестве подарка отвёз на память жене Николая Караченцова – Людмиле Поргиной и его повзрослевшему сыну – Андрею. Передал фотографию новокузнечанин два года назад, когда присутствовал на установке памятника популярному, безвременно ушедшему от нас актёру. После того события в домашнем альбоме Виктора Игнатьевича появились также снимки с актрисой Инной Чуриковой и её мужем Глебом Панфиловым. Более того, новокузнечанин предложил нынешнему руководителю «Ленкома» Марку Варшаверу в театральный музей свои бесхитростные, но написанные от всей души стихотворные строки, посвящённые актёру-другу: «Ты был похож на Бельмондо. В кино играл ты Поля. О, сколько ты ролей сыграл в кино! В театре называли тебя «Коля». Тринадцать лет безмолвного застоя… Когда молилась за тебя страна. Но ты по-прежнему для всех был «нашим Колей». Чьи роли в памяти людской подобны орденам». Марк Варшавер согласился со стихами новокузнецкого друга Николая Караченцова. Они с благодарностью были приняты в театральный музей.
Фото из домашнего архива Виктора Черемисова
Просмотров статьи: 480