Новокузнецкое городское телерадиообъединение

НКО и СМИ: движение навстречу

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

С членом совета некоммерческих организаций при администрации города Новокузнецка Константином Бурнышевым мы знакомы уже не один год. Несколько раз публиковали на страницах нашей газеты материалы о деятельности возглавляемой им автономной некоммерческой организации «Информационно-Аналитический Центр». Поводом для очередного разговора стал очередной масштабный проект, к слову, непосредственно касающийся и нашей журналистской работы.

С каким проектом выступили на этот раз? Как он родился и в чем его суть?

Этот проект возник не на пустом месте, его можно назвать долгоиграющим. Началось все еще с проекта «Найди свое место на карте добрых дел», над которым мы работали в прошлом году. Тогда мы работали с некоммерческими организациями, инициативными группами, общественниками. Это была большая аналитическая работа, в ходе которой мы хотели посмотреть, какие вообще проблемы существуют в этой сфере. Проводили опросы среди населения по отношению к некоммерческому сектору и возможностям участия в НКО. Проводили опросы лидеров некоммерческих организаций, с целью обозначить их проблемы и перспективы развития в экономике и общественной жизни. Важным практическим результатом работы на тот момент стало создание портала http://nko42.ru, для того, чтобы сконцентрировать там всю необходимую информацию, новости, организовать обратную связь. Не менее важным было и создание справочника НКО юга Кузбасса, в который вошло около 200 организаций.

В ходе работы над тем проектом выяснилась такая проблема: жители юга Кузбасса плохо представляет себе, что такое НКО, в связи с чем доверие к ним и участие в этой сфере общественной жизни остается на довольно низком уровне.

Чем, на ваш взгляд, это вызвано?

Одна из причин такого положения дел – это то, что некоммерческий сектор слабо представлен в средствах массовой информации и социальных сетях. Свои странички есть у многих организаций, но они не развиваются, так как нет понимания – как это нужно делать. Как результат – широкая общественность мало знает о деятельности некоммерческих организаций.

И вы предложили свой способ решения проблемы, новый проект?

Да, так появилась идея проекта «Информационное некоммерческое агентство», призванного повысить информационную открытость НКО, их известность, чтобы люди больше знали о некоммерческом секторе. Ведь если некоммерческая организация никому не известна, ей сложно будет получать гранты, спонсорскую помощь, да и люди туда не пойдут в качестве волонтеров.

Мы собрали вместе лидеров НКО и журналистов на диалог, в ходе которого пытались выяснить, какие барьеры стоят на пути получения информации от некоммерческих организаций. Так родился проект «Информационное некоммерческое агентство».

Как и предыдущие ваши проекты, этот также получился довольно масштабным…

Да, новый проект включал в себя несколько подпроектов. Мы продолжили развивать и продвигать сайт  http://nko42.ru . Наполняем его новостями, справочной информацией.

Первый шаг в деле популяризации НКО в СМИ – введение номинации «Люди и дела НКО города» в ежегодном городском конкурсе журналистского мастерства имени А.Н. Сосимовича. Новокузнецкое отделение Союза журналистов пошло нам навстречу, поддержало нашу инициативу, и номинация состоялась. Четыре материала получили дипломы лауреатов и победителей, в том числе статья корреспондента газеты «Новокузнецк» Татьяны Шипиловой «Мы тебя знаем: это твое!».

Следующим шагом стал проект «Пресс-секретарь для НКО». Мы заключили договора с журналистами, которые с октября 2020 года по январь 2021-го работали пресс-секретарями некоммерческих организаций. У нас работало 6 пресс-секретарей – 4 в Новокузнецке и по одному в Прокопьевске и Междуреченске. Некоторые из пресс-секретарей курировали сразу по два НКО. Их задачей стало генерирование информационных поводов, написание пресс-релизов, повышение информационной открытости некоммерческих организаций, их продвижение в информационном пространстве. Взаимодействие было двусторонним – опыт получали и НКО, и журналисты, потому что не все из них раньше сталкивались с деятельностью НКО изнутри.

На основе опыта, полученного в ходе реализации проекта «Пресс-секретарь для НКО», мы решили организовать медиашколу с целью научить лидеров некоммерческих организаций каким-то элементарным навыкам информационной работы, чтобы взаимодействие НКО и СМИ было более продуктивным.

Кто вошел в преподавательский состав этой школы?

В первую очередь, это почти все наши пресс-секретари, которые работали в НКО.  

Хочется отметить Юлию Шайдулину, у которой и опыт продвижения свой есть, и как пресс-секретарь она у нас работала, она же еще и выступила в роли преподавателя медиашколы. Галина Чупринина также и в роли пресс-секретаря двух НКО выступила, и в качестве преподавателя медиашколы.

Помимо пресс-секретарей к работе в медиашколе мы привлекли и наших грандов журналистики, например, директора Ново-ТВ Ростислава Бардокина,  шеф-редактора ТВН Евгения Смирнова, руководителя компании Рекламная Группа 042 Вячеслава Мельникова,  редактора авторского отдела «Нов-ТВ», руководителя школы журналистики «ОсНова» Алену Рожкову. Среди преподавателей школы были специалисты по PR, SMM, из Томска приезжала доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета Наталья Жилякова.

Много было желающих поучиться?

На участие в занятиях зарегистрировалось около 40 некоммерческих организаций и инициативных групп. Не все из них присутствовали постоянно, но тем не менее число оказалось большим, чему нельзя было не порадоваться.

Как проходило обучение?

Работали в комбинированном формате – очные встречи сочетались с видеоконференциями в режиме онлайн. Всего прошло 6 очных встреч и 4 онлайн-занятия. Это были как теоретические занятия, так и практика. Учились тому, как писать новости, пресс-релизы, брать интервью, вести прямые эфиры, снимать видео и монтировать его, работать в соцсетях, продвигать личный бренд.

В качестве итога работы медиашколы предполагалось, чтобы каждая организация вышла со своей информационной стратегией. Не у всех это получилось, но несколько таких стратегий мы обсудили на завершающем круглом столе.

Как оцениваете итоги работы медиашколы?

Лидеры НКО получили новые знания и новый для себя опыт – это первое и очень важное достижение школы.

В результате общения и консультаций некоторые из общественных организаций и инициативных групп «дозрели» до официального создания НКО. Это тоже важный социальный эффект этого проекта.

Большинство экспертов медиашколы – это местные журналисты, пиарщики, сммщики, которые хорошо знают местную специфику и с которыми можно было неформально пообщаться, завязать знакомства, связи.

Наша медиашкола сыграла свою роль не только в обмене информацией, она позволила НКО завязать прямые контакты с местными СМИ, а также продуктивно пообщаться между собой.

Что можете сказать о проекте «Информационное некоммерческое агентство» в целом? Насколько удачным и результативным он получился?

Проект для Новокузнецка, без преувеличения, инновационный, это признали многие его участники. Это было не разовое мероприятие, как часто происходит, а целая цепочка событий и мероприятий, длившаяся несколько месяцев.

Мы получили хорошую поддержку от местных средств массовой информации, от администрации как Новокузнецка, так и других городов юга Кузбасса. Нужно отметить, что пресс-служба администрации города работает в формате информационного агентства. Больше новостей и анонсов, чем она, не производит никто. Практически всё, что публикуется пресс-службой, так или иначе используются СМИ. Поэтому нужно понимать, что новость об НКО, вышедшая на ленте, потом многократно тиражировалась другими СМИ (ТВ, электронными, печатными, соцсетями).

Уже сейчас можно сказать, что количество публикаций об НКО в наших средствах массовой информации за последний год по сравнению с ещё недавним прошлым стало в несколько раз больше. Мы наблюдаем за этим, считаем, и эти подсчеты не могут не радовать. Конечно, не со всеми публикациями мы непосредственно связаны, но и вклад нашего проекта в этом, безусловно, есть.

НКО становятся всё более открытыми для СМИ, а пресса всё чаще интересуется делами НКО. Надеемся, что это движение навстречу друг другу продолжится и в будущем.


Просмотров статьи: 615