Юрта – уДАЧный ответ
Дачное лето бывает непредсказуемым. Всякое может случиться: то ливневыми дождями грядки зальёт, то совсем с лица земли огород смоет, то огонь, возникший из-за какой-либо оплошности хозяев, деревянные строения охватит и превратит в пепелище благоустроенное жильё. Кто-то в подобных случаях может руки опустить или вообще с дачных угодий съехать, махнув рукой: «Да гори оно всё синим пламенем!» А кто-то призовёт на помощь русскую смекалку, не убиваемую никакими жизненными обстоятельствами, и поставит на месте сгоревшего дома настоящую… монгольскую юрту. Именно так поступила семья дачников-пенсионеров Александра и Галины Михайленко, чей дачный участок под Листвягами стал своеобразной, с национальным колоритом экзотикой, которой при случае приезжают полюбоваться другие дачники. И не только из Листвягов.
Жильё Чингис-хана
Несчастье у семьи Михайленко, что занимаются своим дачным подворьем на протяжении 10 лет, случилось в прошлом году. Ночью от перепада напряжения произошло замыкание, и деревянное строение, в котором спали, в том числе дети и внуки, занялось огнём. Их жизни спас чуткий сон хозяйки Галины Николаевны: «Я проснулась от запаха гари. Тотчас разбудила остальных, и мы спешно, в чём были, выскочили из горящего дома», – рассказывает она. От большого деревянного дома остался только обугленный остов. Благо, огонь не задел просторную, построенную из кедра баню, что стояла неподалёку, и первое время жить после пожара семье дачников Михайленко пришлось на банных полках. Однако жить большой семье – родителям-пенсионерам, сыну Сергею, снохе Татьяне и внукам Саше и Максимке – надо было где-то, а значит возводить новый благоустроенный по дачным меркам дом, что по нынешним временам – дело дорогостоящее.
На помощь пришёл случай. Прошедшей зимой Сергей катался на снегоходе в посёлке Приисковый на севере Кузнецкого Алатау и там увидел юрту. Необычное строение понравилось. Решили такое же установить на своём дачном участке. Стали искать, где поближе можно заказать такое вот жильё монгольского рода. Не ехать же за ним в Бурятию или Монголию! Мастера юртовых дел нашлись в Красноярске. К маю этого года юрта в разобранном виде стоимостью 350 тысяч рублей прибыла в Новокузнецк. Ставили её вместе с соседями по даче. Дружное соседское сообщество и при любых других ситуациях готово всегда помочь, а тут и вовсе при виде такой невидали с удовольствием ринулось на установку жилища, завещанного миру моногольским завоевателем Чингис-ханом. Правда, технологию установки больше узнавали, консультируясь с красноярскими поставщиками по телефону. Бумажное приложение с её описанием больше напоминало загадочный древний манускрипт, на расшифровку которого потребовалось бы немало времени.
Юрту, трудясь над ней в течение шести часов кряду, всё-таки всем миром установили. Теперь это вполне благоустроенное жилище с национальным монгольским орнаментом снаружи и современной начинкой – столовой, кухонной и спальной зонами внутри. С водой, льющейся из-под крана и электричеством. Площадью в 50 квадратных метров, восемь метров в диаметре, в четыре метра высотой. «Просторная и удобная, в ней есть всё, что нужно для жизни. Светло и хорошо. Для проветривания открывается окно, которое находится на самом куполе. В случае необходимости включаем обогреватели. В такой юрте можно жить и зимой, если поставить в ней посередине печь с выведенной в верхнее окно трубой. А также не забывать после снегопадов, которыми славятся наши сибирские зимы, сбрасывать с неё снег», – отмечает глава семейного клана Александр Николаевич.
Семья, рождённая в сплавах
К слову, никто из соседей не удивляется, что семье неугомонных и скорых на выдумку Михайленко пришла мысль поставить на даче юрту. Эта семья из категории креативной. Что родители Александр Николаевич и Галина Николаевна, что сын Сергей и сноха Татьяна, что внуки Саша и Максим, все они – люди походные, как говорят в туристическом кругу. И познакомились Галина и Александр в молодости во время турпохода – сплавлялись группами на байдарках, катамаранах, плотах. И в юбилей на 50-летие Галине муж в духе семейных традиций преподнёс экстремальный подарок – сплав на рафте (особом сплавном плоте) по Катуни. Сплавной подарочек со стоянками, преодолением препятствий и водных преград растянулся на две недели. Зато запомнился надолго!
И по сию пору главным отдыхом для Александра Николаевича и его сыновей Сергея и Павла остаются походы. Собираются новокузнецкие опытные походники группой и едут на Камчатку. И так уже четыре раза. Едут на речку Опалу, которая впадает в Охотское море, с восхождением на одноимённый вулкан. До недавнего времени летали по полной программе на самолёте. Но затем случайно наткнулись на акцию, что проводят авиакомпании для людей пенсионного возраста. Благодаря ей можно слетать на камчатский полуостров туда и обратно всего за 10 тысяч рублей. Не преминули этим воспользоваться.
– Впечатление от наших камчатских приключений у нас тоже с экстремальным уклоном. Дело в том, что там, в речных и притаёжных долинах много водится медведей. Первую ночь в палатках мы как-то перекантовались, а вот во вторую нас посетили гости. Слышим среди ночи вопль одного из наших товарищей, который отличался заиканием. А тут буквально орёт, причём без заикания: «Пошёл вон!» Кричал на медведя, что, любопытствуя, пытался влезть к нам. Отогнали, выглянули на улицу, а там шестеро медвежьих морд смотрят на нас. На наши крики, пальбу из ружья – совершенно никакой реакции. Бежать от этого зверя нельзя. Речные воды медведя также не пугают: хозяева тайги – отличные пловцы, плавают как олимпийские чемпионы. К счастью, от навестивших нас никакой агрессии не было, но в туалет, в кустики мы ходили только парами, едва избавились от непрошенных гостей. Хотя, скорее всего, это они посчитали нас непрошенными нарушителями спокойствия, – рассказывает Александр Николаевич, который в таких вот марш-бросках на полуостров занимается рыболовством – ловлей шести видов рыб, что водятся в камчатских реках и которую там ловят промысловым способом, ну а новокузнецкие туристы – по-простецки, порой руками. Зимняя же Камчатка поразила их снежным обилием и снежной чистотой. «Там для такого случая и снегоуборочная техника совсем другая, гораздо мощнее!» – отмечает.
Дачная жизнь под гитару
Вскоре в августе группа походников-пенсионеров вновь отправляется на рыбалку. На этот раз в Якутию, на поезде. С билетами ценой в 25 тысяч рублей туда и обратно, причём с вошедшими в эту сумму расходами на питание. Ну умеют бывалые туристы заранее находить акционную дешевизну для путешественников на заслуженном отдыхе!
В поход по Горному Алтаю уезжает и сын Сергей с женой Татьяной и сыновьями Сашей и Максимом, причём старший 11-летний Саша, только что вернулся после отдыха в Артеке. Путёвку в лагерь всероссийского значения он получил за свои достижения в спорте – карате, плавании, горных лыжах, а также за победы в олимпиадах по всем предметам. «Нашей смене повезло. Мы отмечали день рождения Артека – 96 лет. В этот день нам показали кино, которое привёз прилетевший в лагерь вертолёт. И всех угостили мороженым. Перед нами выступали известные актёры. Например, актриса Олеся Железняк», – делится своими впечатлениями мальчик. Для своих сыновей родители установили на даче детскую площадку с батутом и разными игровыми конструкциями, заниматься на которых приходит вся дачная детвора. Из похода по Горному Алтаю только что возвратилась и семья второго сына – Павла.
Кстати, даже в садово-огородных предпочтениях Михайленко на особицу. Сноха Татьяна выращивает особого сорта японские пионы, самой разной окраски. Галина Николаевна ведает огородными делами. Забота за виноградом сорта «Изабелла», которого в прошлый урожай собрали шесть вёдер, ежевикой и прочими садовыми насаждениями лежит на всех из дачного клана Михайленко, которые не знают слова «скука». А с ними не знают его и их друзья – соседи по даче, что с тремя гитарами наведываются к ним по вечерам. И тогда у монгольской юрты Чингис-хана под гитарные переборы звучат не только русские народные, но и песни, которые по своему обыкновению всегда поют у походного костра.
Фото из архива семьи Михайленко
Просмотров статьи: 625