Новокузнецкое городское телерадиообъединение

И смех, и слёзы, и любовь…

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА, Ирина ГАВРИЛОВА

Новокузнецким любителям театра в этом году несказанно повезло – не успели ещё утихнуть эмоции от гастролей театра имени Ленсовета, как в южную столицу Кузбасса приехал Московский театр Олега Табакова со спектаклем «Кукла для невесты» по пьесе современного драматурга Александра Коровкина. Кемеровский зритель, кроме «Куклы», увидит ещё и «Старшего сына».

Гастроли прошли в рамках федеральной программы «Большие гастроли» в честь 300-летия Кузбасса и состоялись благодаря участию многих людей – художественного руководителя московского театра и нашего земляка Владимира Машкова, губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва, министерства культуры и национальной политики Кузбасса во главе с Мариной Евсой, руководства новокузнецкой Драмы.

9 июля днём артисты «Табакерки» встретились с журналистами, и поскольку официальных лиц (за исключением директора драмтеатра Валерии Пурпутиди) на пресс-конференции не было, общение получилось максимально неформальным и эмоциональным. Очень много шутили, подначивали друг друга, рассказывали забавные истории и казусы, случавшиеся во время спектакля за долгую историю его существования.

Особый интерес вызвал рассказ Раисы Рязановой о том, как она, будучи народной артисткой с десятками киноролей за плечами, в 60 лет по просьбе молодого режиссёра Александра Мохова пришла на театральную сцену и осталась в этом спектакле на многие годы. Необычная история, без всяких оговорок.

16 лет (премьера состоялась в далеком 2005 году) для любого спектакля – возраст немалый. Однако «Кукла для невесты» продолжает успешно жить на театральной сцене, нисколько не старея, а наоборот, как шутят артисты, становясь всё лучше и лучше, как хорошее вино.

– С этим спектаклем мы объехали полстраны, – рассказал артист Александр Фисенко. – Он какой-то такой – для всех. И когда встаёт вопрос, что повезём, первым всегда рассматривается «Кукла для невесты». Мы до сих пор его играем с удовольствием, и зритель его любит. Вопрос «сколько можно?», конечно, задают, но пока мы не отвечаем на него. Спектакль живой – для зрителя, для нас. Мы видим это по зрителю и чувствуем сами на себе. Мы любим приезжать на этот спектакль, любим встречаться друг с другом, любим делать этот шаг на сцену. И если это работает, значит, это должно работать и дальше. Всё это время мы растём сами по себе, взрослеем, что-то происходит у каждого в жизни. Мы добавляем в спектакль свой жизненный опыт, свои переживания, и это его обогащает. Это уже не просто спектакль, это сконцентрированная жизнь. Опыт каждого из нас, привнесённый в спектакль, только углубляет его драматургию, расширяет его смысл».

Конечно же, мы не могли не спросить, каким увидели москвичи Новокузнецк и его жителей. «Рассмотреть город возможности не было – только из окна гостиницы, – прозвучало в ответ. – А зрители российских городов нам очень нравятся. По сравнению со столичным зрителем, вы менее избалованы. У москвичей больше возможностей, они могут прийти в театр между делом, в джинсах и футболочках. А в городах – это событие, это праздник, зритель задолго этого ждёт, готовится. Это очень сильно чувствуется».

Думается, новокузнецкий зритель тоже не обманул ожиданий артистов Театра Олега Табакова. Несмотря на разгар лета и будний день, желающих увидеть спектакль в исполнении столичных звёзд оказалось немало, на выходе даже пришлось открывать боковые двери.

На сцене, судя по определению автора пьесы, в течение двух часов мы были свидетелями «деревенских страданий». Пять характеров, пять судеб, одновременно и сложных, и незамысловатых переплелись воедино в, казалось бы, банальном сюжете.

Засидевшаяся в девках 34-летняя Лиза собирается выходить замуж за торговца с рынка Ашота. Это уже не первая попытка, но, кажется, что впервые дело зашло так далеко – до заявления в ЗАГСе. Её мать, Андреевна, хочет, чтобы свадьба прошла как надо, шумно и красиво, и при этом грустит, что остаётся одна. Тракторист Колька страдает от того, что жизнь пошла наперекосяк, денег ни на что не хватает, а девушка, рядом с которой он вырос, которую когда-то любил и, скорее всего, любит до сих пор, выходит замуж за другого. Его отец, сельский пенсионер Митрич переживает более масштабно: за деревню, страну, а ещё – за героев латиноамериканских сериалов, которые с удовольствием смотрит по телевизору. Как водится, все они регулярно пьют – кто-то больше, кто-то меньше, кто-то, как Колька, практически «не просыхая». «29 литров радости», – говорит о запасах на свадьбу Андреевна, и да, складывается ощущение, что выпить, спеть что-нибудь из репертуара Лещенко да обсудить сериал – вся оставшаяся радость для этих людей.

Этот вполне устоявшийся мир буквально взрывает своим неожиданным появлением отставной офицер Сергей, оказавшийся на деле злостным аферистом, сошедшим с поезда на первой попавшейся станции, чтобы «переждать» и извлечь здесь для себя какую-нибудь выгоду. Ему легко удаётся обвести вокруг пальца доверчивых сельчан, которые без лишних разговоров отдают последнее своё добро «на операцию», а Лиза так и вовсе готова бросить жениха и уехать с Сережей куда угодно.

Артисты не просто хорошо играют, они как будто проживают на сцене эти три сюжетных дня. А вместе с ними и мы. Им трудно не поверить, настолько жизненно и узнаваемо всё то, что происходит с их героями. Возможно, именно это позволяет жить спектаклю вот уже 16 лет, а зрительский смех и сопереживания, даже спустя столько лет, остаются очень искренними.

В финале пьесы, как и положено комедии, добро побеждает зло, оставляя надежду на будущее. Митрич душевно и искренне желает Сергею сменить профессию, ведь трудно воровать там, где до тебя уже всё разворовали.

А что же свадьба? А свадьба тоже состоялась. Но не между Лизой и Ашотом (который, к слову, так и не появился на сцене) – нашли друг друга Андреевна и Митрич, проиллюстрировав истину «любви все возрасты покорны».


Просмотров статьи: 504