Мир спасёт виолончель
Постепенно город возвращается к насыщенной культурной жизни после отступающей волны коронавируса. И яркий солнечный день в первых числах февраля, ставший предвестником приближающейся весны, вселил такое весеннее, жизнерадостное настроение! Оно охватило и любителей музыки, побывавших на концерте американского виолончелиста и вокалиста Яна Максина, исполнение музыкальных произведений которого проходило в сопровождении перкуссиониста – музыканта, играющего на ударных музыкальных инструментах Олега Шавкунова, известного в мире музыки под псевдонимом Шарр. Забавно: в одном из аэропортов Олега Шавкунова приняли за знаменитого скрипача: «Башмет к нам прилетел!» – восклицали люди. Олег действительно очень похож на популярного во всём мире Юрия Башмета.
Новокузнецкая публика, как всегда не подвела. Буквально восторженный приём под нестихающий гром аплодисментов и крики «браво»! Вдохновила на такой приём и радушная хозяйка «Геликона» Ольга Юшкова, которая тепло представила зрителям гостей. Вообще, надо отметить, наши слушатели, приходящие в «Геликон», довольно музыкально подкованы, благодарны и восприимчивы к творческому исполнению разножанровых произведений заезжими знаменитостями. Тем более такого уровня, как Ян Максин, выступавший с программой «Музыка странствующей виолончели», в которой прозвучали авторские и народные песни на двадцати языках. «Странствующая виолончель» стала уникальной смесью (фьюжн) классики, джаза и этнической музыки.
Потрясающий в полном смысле слова виолончелист, вокалист и композитор российского происхождения Ян Максин родился в Ленинграде в семье, смешавшей в себе множество разных культур. После окончания Специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории, в которой он с шести лет учился игре на виолончели, Ян самостоятельно в 17 лет переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить занятия в Манхэттенской школе музыки. После многолетнего занятия в музыкальной сфере, уже в зрелом возрасте он решил начать поиск собственного голоса. И много лет назад стал осознанно экспериментировать на виолончели. Смешав разные жанры и направления – от классики, джаза и блюза до этнической музыки – Ян Максин создал свой уникальный стиль.
Яркое смешение музыкальных жанров зазвучало на виолончели, расширив возможности этого инструмента. И вся эта универсальная уникальность – переплетение стилей, подключение огромного музыкального багажа, собранного за всю жизнь – стало возможным благодаря родителям, которые увлекались музыкой разных жанров, прекрасно разбирались в ней. Самые разнообразные по жанру композиции и произведения Ян слушал с детства. Как-то он признался, что звучание виолончели он полюбил, благодаря Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту номер один в мире, а также незаслуженно забытому отечественному музыканту Святославу Кнушевицкому. Одним из первых, кто служил Яну Максину вдохновением с детства, кто оказал молодому музыканту доверие на профессиональной джазовой сцене, стал известный виолончелист Давид Семёнович Голощёкин.
Ян Максин сотрудничает со многими артистами различных музыкальных жанров: джаз, блюз, фламенко, рок, bossa nova, музыка народов мира. Его можно часто услышать и увидеть в совместных проектах с музыкантами из разных уголков земного шара – Марокко, Кубы, Сербии, Ирана, Пакистана, Индии, Испании, Мексики, Японии. Как приглашённый музыкант выступал и записывался с такими артистами, как Андреа Бочелли, Глория Эстефан, Барри Гибб. В 2008 году наш именитый соотечественник открывал концерт Стинга «Симфонисити» в Чикагском Симфоне-холле.
Виолончелист исполняет музыкальные произведения от Иоганна Себастьяна Баха до балканской народной музыки, от аргентинского танго до французского шансона, от танго и фламенко до песнопений байкальских шаманов, от западно-африканского блюза до народной музыки Ирана, Турции и Афганистана. Так что, следуя своему кредо, Ян в начале концерта, отметив особенность нынешнего времени (невозможность из-за ковида побывать в других странах), пригласил слушателей с помощью своих произведений постранствовать по зарубежным городам и весям. В его исполнении зазвучали армянские, турецкие, еврейские, испанские, итальянские произведения, многие из которых сопровождались песенными композициями, автором которых был также знаменитый гость «Геликона». Надо отдать должное и перкуссионисту Олегу Шавкунову, выступающему под псевдонимом Олег Шарр. Долгое время музыкант играл в рок-группе Бориса Гребенщикова «Аквариум», которую покинул в 2014 году. Гребенщиков песню «Теорема Шарра» посвятил Шавкунову. Олег настолько выкладывался, что между исполнением композиций то и дело вытирал пот со лба. Как говорится, был в ударе. Ударные Шарра придавали произведениям виолончелиста Максина особую ауру.
Для великолепного виртуоза игры на виолончели вполне обычное явление – вольная интерпретация классического музыкального произведения. Ян просто обожает импровизацию! В одном из интервью он признавался: «Без импровизации музыка попадает в неволю, как животное в клетку. Импровизация – это высшая форма самовыражения через музыку». Хотя импровизация на виолончели, по его словам, гораздо сложнее, чем на гитаре или фортепиано. Из-за широкого расположения аккордов виолончель долго исключали из рядов джаза. Но, как оказалось, такая особенность любимого Яном Максиным инструмента не стала препятствием для музыканта, поставившего себе цель «приобщить виолончель к джазу».
– Лично меня в исполнении Яна Максина порадовал хороший звук, свежее исполнительское прочтение. Очень хорошее звучание инструмента! Понравились интересные авторские произведения, интерпретация их подачи. Музыкант просто великолепно исполнял свои красивые композиции. Приятно удивила доброжелательная атмосфера в зале, доступность нашего именитого гостя. В антракте знаменитый виолончелист вышел в зал и стал запросто раздавать автографы и фотографироваться со слушателями. В нём нет никакой звёздности! – делится своими впечатлениями о концерте сотрудница одной из городских библиотек Наталья Ивашина. «Прозвучавшая на концерте музыка словно перевернула душу. Заставила встряхнуться, взглянуть на мир радостно, по-новому, без этих мрачных нот, которые привнесла в нашу жизнь пандемия. Музыка Яна Максина обладает какой-то очищающей силой. Она стала сегодня для меня своего рода лекарством для души. Такие потрясающие встречи с миром музыки случаются очень редко», – вторит ей Ирина Попова, преподаватель русского языка и литературы, завсегдатай джазовых вечеров.
Творческая деятельность Яна Максина выходит далеко за пределы концертных площадок и студий звукозаписи: он часто выступает в школах, детских домах, больницах и домах престарелых, организует проекты с народными музыкантами из самых разных уголков земного шара, проводит мастер-классы. Сам Ян отмечает: «В какой-то момент я понял, что музыка – это гораздо больше, чем просто набор звуков. Музыка – огромная сила, способная исцелять людей, вдохновлять их, соединять и умиротворять в глобальном масштабе. Я верю, что виолончель спасёт мир!»
Фото из архива джаз-клуба «Геликон»
Просмотров статьи: 602