Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Легенда о Санта-Надежде

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Автор

В народе говорится: «Неисповедимы пути Господни». Эту сентенцию на днях пришлось испытать на себе – довелось встретиться с человеком, о котором по сию пору ходят легенды. Это – автор книги «Исход. История семьи Лыковых» Сергей Усик, о котором мы рассказывали в номере нашей газеты от 21 января 2021 года. В книге ведётся повествование о трагических путях-дорогах людей старообрядческой веры, поневоле ставших отшельниками.

Таёжная Санта-Барбара

Четыре года автор книги прожил в соседях и помощниках у Агафьи Карповны Лыковой. Здесь же познакомился со своей супругой – молодой родственницей отшельницы Надеждой. Женщину в расцвете лет, полную сил отправила в помощницы, послушницы, к Агафье старообрядческая община, обосновавшаяся в посёлке Спасск Таштагольского района.

Надо сказать, история любви двух молодых людей, Сергея и Надежды, к октябрю 2012 года, когда я побывала на заимке (отшельнице на вертолёте завозили продукты), обросла легендами. Историю таёжной любви в Таштагольском районе называли даже таёжной Санта-Барбарой. Дескать, влюблённые, воспользовавшись моментом, сбежали от суровой по характеру, непримиримого нрава Агафьи, когда та с берданкой «гоняла по тайге медведя, повадившегося разорять лабаз с рыбой». Молодые люди втайне от Агафьи соорудили плот из подручного материала. В час, когда Агафья, суровая «хозяйка» тайги, отлучилась с заимки, сели на него и уплыли по горному и бурному Еринату куда глаза глядят. К слову, рассказали мне эту легенду вертолётчики, с которыми мы – команда под руководством главы Таштагольского района Владимира Макуты – и прилетели навестить Агафью Лыкову. Они же строго-настрого предупредили, чтобы я не спрашивала хозяйку заимки о «ослушнице» Надежде. Дескать, она до сих пор не верит, что молодая родственница могла с ней так поступить, и потому, хоть с момента побега и прошло 10 лет, надеется на её возвращение. В помощницах на тот момент пожилая отшельница очень нуждалась! Сосед Агафьи Карповны – бывший бурильщик-геологоразведчик Ерофей Седов всегда в просоленной от пота рубашке и широкополой шляпе, ковылявший, словно морской пират, на одной деревянной ноге, был не в счёт. Тем более что с Агафьей у них было, как говорил «пират» Ерофей полное недоразумение, то есть недопонимание. Во-первых, она, по словам Ерофея Сазонтьевича, не любила пива, которое ему привезли целый ящик, и потому не могла составить ему «кумпанию». А во-вторых, не слушалась его совета о том, чтобы избавиться от многочисленных коз, которых она морила в сарайчике и не выпускала на свободу, потому что «шастающий в таёжной округе медведь может их загрызть».

– Да она же, чтобы прокормить всю эту сидящую в темнице сарая козлятину, столько сил на заготовку травы тратит! А годы-то, чай, у тётеньки уже немолодые!» – сетовал заботливый, беспокоящийся о здоровье Агафьи Карповны пожилой сосед, которому его деревянная культя мешала быть ей помощником. «Я бы помог, да по тайге на такой деревяшке не побегаешь», – оправдывался он.

О легенде про таёжную Санта-Барбару я спросила Сергея Усика на презентации его книги. «Да. Это были мы, я с супругой Надеждой!» – удивился и обрадовался он. И тут же возразил: «Только в реальности дело было так: Надя пять лет верой и правдой, как и наказала ей община, служила в послушницах у Агафьи Карповны. Но однажды через вертолётчиков Надежде сообщили о болезни близкого ей родственника, живущего в Спасске. И она попросила хозяйку заимки отпустить её, чтобы навестить болящего. А та – ни в какую! Нет – и всё! «Не даю на то тебе согласия!» – говорит. Как-то Надежда даже попыталась улететь в вертолёте во время его очередного прилёта, но Агафья Карповна её догнала и буквально, упав в ноги, заставила спуститься «ослушницу» с трапа. Невыносимо было видеть, как страдает любимая мной женщина. И тогда я предложил Надежде уйти с заимки пешком, через тайгу, когда Агафья Карповна в очередной раз отправится охотиться на зверьё. Таёжные тропы мне были известны. Ведь в своё время я ими и добрался до заимки отшельницы. Надя согласилась. Выбирались мы в течение десяти дней, пройдя по глухой тайге 250 километров», – рассказал Сергей правдивую, но мало чем отличающуюся от легендарной историю с Санта-Надеждой. Потом, спустя много лет, по признанию Сергея Усика, супруги всё-таки навестили Агафью Карповну и помирились с ней.

К слову, во время нашего прилёта к Агафье Лыковой осенью 2012 года главными условиями для помощницы, которые выставила владелица таёжной заимки и с просьбой о которой («Непременно привезть!») она обратилась к Макуте, были такими: новая «приживалка» должна быть полна сил, старообрядческой веры и во всём послушной хозяйке заимки. «Чтобы никак и ни в чём не могла мне перечить», – наказывала она Владимиру Макуте. Но под конец встречи с прилетевшей к ней командой она, вдруг осознав, что картошка на её огороде до сих пор не убрана, а таскать мешки некому, взглянула на меня (женщину довольно крепкую, худобой не страдающую) и не просто предложила, а решительно вцепилась в рукав моей куртки: «Оставайся у меня! Поживи, скоко можно». А тут и Владимир Николаевич Макута подыграл: «А что, Татьяна, оставайся! Через неделю мы за тобой прилетим!» Но взглянув в его лукавые глаза, я поняла: «Не прилетят. Быть мне у строгой и непреклонной Агафьи второй отшельницей!» И отказалась. Может быть, зря…

В знак благодарности и радушия прилетевших к ним гостей и Ерофей Седов, и Агафья непременно хотели отблагодарить. Ерофей предложил мне взять себе домой «хотя бы две, ну, или одну кошку из его большого кошачьего семейства», а Агафья – козла. Козлика в подарок для родственников из Спасска она нам всё-таки навязала. Козлина, век свободы не видавший, живший, чтобы не быть съеденным медведем, в сараюшной неволе, был настолько вонюч, что мы от источаемого им «аромата» чуть не угорели в вертолёте.

Штрих-код, как метка дьявола

С точки зрения современного человека у Агафьи, конечно же, есть свои причуды, связанные, естественно, с верой. Её родители не только не желали участвовать в переписи населения, которая может «навредить их душам», но и, по рассказу таштагольских журналистов и самого Сергея Усика, ни в какую не желали фотографироваться. «Мне приходилось фотографировать её буквально исподтишка, пряча фотоаппарат под мышкой», – признавался Сергей. По понятиям отшельницы-староверки, фотография могла, запечатлев её в вечности (при этом без божьего благословения), украсть её бессмертную душу! Впоследствии в знак благодарности за заботу о ней (чтобы отшельница не погибла от голода, ей привозили не только продукты для тяжёлой зимовки в суровых таёжных условиях, но даже и сено для коз) она стала давать согласие на фотографирование. Но только с условием – смотреть прямо в фотокамеру она не будет. Лишь куда-нибудь влево или вправо, скрывая от фотоаппарата свой взгляд. Естественно, с условиями Агафьи соглашались. «Хозяйка» тайги согласно своей вере не желала не только участвовать в переписи, но и иметь какие-либо документы. «Для нас и наших душ это не можно! Так тятенька и маменька велели», – говорила. Однажды хакасские чиновники предложили ей выписать новый паспорт под номером 1 как почётной гражданке Хакассии, но та деликатно, однако категорически под разными предлогами отказалась. Даже крупы и макароны, купленные в магазине, ей привозили в холщовых мешочках, потому что штрих-код на пакетах она называла меткой дьявола и наотрез отказывалась их брать.

В книге Сергея Усика, в которой история Лыковых заканчивается 1978-м годом – когда семью отшельников обнаружили геологи, есть такой эпизод. Одним из первых вопросов к нашедшим их геологоразведчикам был: «А когда нынче христиане Пасху отмечают?» Услышав ответ, вздохнули с облегчением, получив подтверждение правильности агафьиных расчётов. Агафья, наученная письму и счёту матерью, была среди них самая грамотная. Потом, освоившись и войдя во вкус, она своим древнерусским полууставом писала и до сих пор пишет письма в администрации Таштагольского района и области. Недавно письмо от неё было адресовано и президенту Владимиру Путину. В нём Агафья Карповна на древнерусском языке бесхитростно рассказывает о житье-бытье в сибирской тайге, желает президенту здоровья и благополучия. Подписано послание 7 528 годом – годом от сотворения мира, откуда согласно своей вере и ведёт счёт Агафья.


Просмотров статьи: 586