«А фотография осталась!»
Как здорово в разгар зимы почувствовать дыхание жаркого лета! Вновь окунуться в золотое марево осенних дней и ощутить близкое дыхание весны…
Все эти чувства довелось пережить на фотовыставке, открытой на днях в Доме творческих союзов. Героями дня стали участники городского фотоклуба «Сибирь». Фотоэкспозицию из 110 снимков, приуроченную к 300-летию Кузбасса, так и назвали «Сибирский калейдоскоп». Она создана 16-ю участниками под руководством Рашида Шайдулина для того, чтобы во время пандемии поднять настроение горожанам, своим творчеством внушить им оптимизм и надежду, которые в наших буднях определяет фраза: «Всё будет хорошо, ведь мы живём в таком прекрасном мире!»
Аромат цветочных галактик
Для многих посетителей очередная выставка «Сибири» стала настоящим открытием новых имён – людей, способных удивить свежим, оригинальным взглядом окружающий нас мир. Причём, отнюдь не профессионалов, а любителей, но порой дающих фору профессионалам! Чтобы убедиться в этом, стоит лишь войти в выставочный зал Дома творческих союзов.
На фотоснимке «Цветочная галактика» Надежды Бессоновой изображено большое пятно солнечного света, упавшего на цветущую летнюю поляну. Благодаря зоркому взгляду фотохудожника яркое цветочное разнообразие действительно превратилось в особую, наполненную красками и ароматами цветов планету. Надежда Бессонова умеет в таких ракурсах увидеть лесной мир, окружающую нас природу и так продемонстрировать увиденное ею зрителям, что хочется этими живописными картинами наслаждаться совместно с художником. Зрителя буквально притягивают к себе таёжные тропы, овевает лесной прохладой наших сибирских лесов, под куполом деревьев, таких спокойных и величественных, хочется спрятаться от всех жизненных невзгод и тревог. На снимках Надежды тот самый мир, наполненный ароматным воздухом, которым хочется, сбежав от городских улиц, дышать полной грудью.
Натюрморты с блошиного рынка
Напротив снимков таёжных сибирских «угодий», которыми искусно владеет и в которых буквально царствует Надежда Бессонова, развешаны удивительные натюрморты Елены Паньковой, сотрудницы организационно-методического кабинета первой городской больницы. В мир фотографии Елену 20 лет назад привела случившаяся в её семье тяжёлая ситуация. Чтобы отвлечься от горьких мыслей и депрессии, она стала фотографировать, а для того чтобы освоить искусство фотографии – посещать занятия фотоклуба «Сибирь». И вскоре увлеклась настолько, что ощутила себя буквально заново родившейся, неожиданно для себя увидевшей мир в новых красках. «Тяжёлая ситуация, спустя некоторое время, ушла, а фотография осталась!» – отмечает Елена, которая одну из двух лоджий своей квартиры превратила в настоящую фотостудию. В ней и стала создавать непохожие на другие фотонатюрморты, в которых, по выражению председателя отборочной комиссии Валентина Волченкова, отображено само время.
Реквизит для своих картин Елена приобретает на блошиных рынках нашего города, других российских городов, а также за рубежом. «Я их обожаю. Недавно была в Москве. И, конечно же, посетила большой столичный блошиный рынок на территории бывшего водочного завода «Кристалл». Цены там, конечно же, не такие, как у нас – очень высокие! Мне удалось приобрести только щипцы для сахара. Очень интересные блошиные рынки за рубежом, где мне случалось бывать. Но и стоимость раритетов на них для нашего кармана запредельная», – признаётся Елена. Вот на одном из её натюрмортов на столе стоит старая, сороковых годов прошлого века радиола. Рядом лежит авоська, сетчатая сумка для продуктов, с крутобокими яблоками. Тут же ракетки для игры в теннис и букет полевых цветов. Казалось бы, настолько незамысловатая картинка быта. Но такой в этом всём «аромат эпохи» с застывшим на ней временем!
Чужие окна, чужая принцесса
– Букеты для натюрмортов я собираю в полях Новоильинки, где живу. Цветочные поляны начинаются почти за нашим домом. Пишу цветы, что растут на моём дачном участке. На моих натюрмортах, помимо цветочных букетов, очень много окон. Я люблю оконные натюрморты. Однако в чужие окна я не заглядываю. Я создаю их сама – домысливаю жизнь, которая происходит за ними. И тут уж на помощь мне приходит воображение, – поясняет фотохудожница.
Подтверждением тому стала её фоторабота, где за окном с облупившейся старой рамой видна стопка книг и букет цветов. «И, возможно, именно в этом доме живёт нищий сельский интеллигент», – домысливает на этот раз посетитель выставки. В кладовой Елены Паньковой для создания натюрмортов припасён даже настоящий гербарий. Свой фотоснимок «Блюз осенних листьев», возле которого можно стоять, подолгу любуясь, она так и сделала. Собрала настоящие кленовые листья, засушила их. А потом сняла фотокамерой на фоне ярко-жёлтой подсветки.
Немало места на вернисаже заняли пейзажи Михаила Заречнева, который год назад вместе со своими друзьями, любителями фотопутешествий, посетил в Горном Алтае плато Укок, где было найдено захоронение алтайской принцессы. «Отправились мы тогда в дальний путь, в край этой чужой по времени бытия принцессы. Нас было бы гораздо больше, если бы у многих был свой транспорт. Но и те, кто поехали такую красоту из Горного Алтая привезли! Вот она вся на этих стенах», – кивнул Михаил на множество развешанных пейзажей из экзотичного по своей загадочности и неповторимой живописности горно-алтайского края.
Поспорить о мгновениях жизни
Слова Валентина Волченкова, прозвучавшие на открытии, о том, что «натюрморт – сложный жанр, но человек, изображая его, умеет что-то такое увидеть, значит, и мы, зрители, это увидим», в полной мере относились к фотоработам не только Елены Паньковой, но и других фотохудожников. Кстати, благодаря Валентину Николаевичу, выступившему со своими замечаниями, на открытии выставки разгорелась целая дискуссия на тему, какой должна быть современная фотография. Спор коснулся, в том числе, серии фотоснимков Евгения Губанова под общим названием «Сенокос». Председателю отборочной комиссии она показалась намеренно постановочной, а значит, несколько неестественной. Но некоторые горожане, на собственном опыте познавшие работу в сенокосную пору, с ним не согласились. «А мне «Сенокос» понравилась! Это по-настоящему интересные снимки», – возразила, к примеру, Надежда Бейльман, председатель Новокузнецкого отделения Союза журналистов России, подтвердив тем самым мнение многих участников выставки: «Сенокос» Евгения Губанова со своим особым рабочим настроением, в котором есть даже юмористические моменты, созданный в горячую летнюю пору, действительно, хорош!
Подолгу заставляли рассматривать свои сюжеты фотоснимки Ирины Галактионовой, Марины Герман, Натальи Казанцевой, Валерия Михмеля, Евгения Соломина, Вячеслава Холзакова и других участников фотоклуба «Сибирь». Каждый из них со своей темой и со своим особым взглядом на мир. Фотокамера каждого из них безо всяких на то сомнений заставляла остановиться на мгновение, запечатлеть время, в котором мы живём. Это неудивительно, потому что каждый из «сибиряков» обладает, по выражению выступавших на открытии новой фотоэкспозиции, «творческой хваткостью, художественной цепкостью и стремлением к прекрасному, умением выразить это прекрасное».
Кроме того, открывшаяся выставка стала поводом для награждения победителей двух фотовыставок всероссийского масштаба – «В объективе мой мир» и «Отражение – 2020», проведённых в режиме онлайн, инициатором и организатором которых стал известный в области новокузнецкий фотокорреспондент Ярослав Беляев.
Фото выставки «Сибирский калейдоскоп»
Просмотров статьи: 699