История таёжных скитальцев
Имя таёжной отшельницы Агафьи Лыковой давным-давно стало нарицательным. В народе даже родилось такое выражение: «Когда-нибудь наши потомки будут говорить, что мы жили в эпоху Агафьи Лыковой». О ней, хозяйке тайги, как в шутку называют Агафью Карповну смотрители Хакасского заповедника, написано немало статей, изданы брошюры и книги, тем не менее интерес к жизни пожилой, изолированной от цивилизации женщины по-прежнему неизбывен.
Из уст свидетелей
На днях в Центре русского фольклора и этнографии «Параскевы Пятницы» была презентована ещё одна увидевшая свет книга об обитателях таёжной глухомани. Автор нового книжного издания «Исход. История семьи Лыковых» фотохудожник Сергей Усик, отлично владеющий литературным языком, на протяжении четырёх лет был соседом и помощником Агафьи Карповны. На презентацию книги, изданной Новосибирским издательством «Неизвестная Сибирь», помимо участников Центра «Параскевы Пятницы», были приглашены отец Игорь (в миру Мыльников), настоятель Новокузнецкого старообрядческого храма, а также новокузнецкие путешественники – друзья Сергея Усика. Презентация книги прошла под старинные русские песни, исполненные участницами «Параскевы Пятницы». Они создали ту самую атмосферу, необходимую для правильного восприятия рассказа о людях, сознательно выбравших свой крест «ради Христа, ради обретения Царства Небесного», не принявших в ХVII веке церковные реформы патриарха Никона и за преданность вере своих предков ставших гонимыми.
Описание событий в книге, рукопись которой, по словам автора, пролежала «под сукном» более 10 лет, начинается с послереволюционного периода. Содержание повести по большому счёту – это исторические свидетельства. Точность дат, имена и судьбы героев (в книге нет ни одного вымышленного персонажа), воспоминания участников событий – всё это достоверно рисует картины быта тех времён, человеческих взаимоотношений.
Повесть о таёжных Робинзонах
Напомним: в начале 80-х годов прошлого столетия известный журналист «Комсомольской правды» Василий Песков познакомил читателей газеты с современными Робинзонами Лыковыми в документальной повести «Таёжный тупик». Это была настоящая сенсация! Повестью зачитывалась без преувеличения вся страна. Казалось, о семействе Лыковых не вещал разве что утюг. Услышал про таёжное семейство, до которого «только вертолётом можно долететь» и фотохудожник Сергей Усик. Прочитав «Таёжный тупик», решил лично навестить отшельницу Агафью Лыкову. До её заимки на берегу горной реки Еринат добирался пешком в течение десяти дней, пройдя по глухой тайге 250(!) километров. Там же у Агафьи осенью 1996 года он познакомился и с автором «Таёжного тупика» Василием Песковым, который прилетел к ней в очередную творческую командировку от «Комсомолки» (читатели газеты просили журналиста продолжить рассказ о житье-бытье отшельницы). Во время встречи на Еринате Песков в одной из откровенных бесед пояснил своему новому знакомому Сергею Усику, что по идеологическим соображениям того времени он не мог рассказать об истинных причинах отшельничества Лыковых. Журналисту «Комсомольской правды» при написании «Таёжного тупика», по его признанию, пришлось считаться с идейным табу и упускать многие эпизоды из жизни старообрядцев.
– Вот тогда-то меня и посетила мысль о том, что у меня появилась возможность написать правдивую или, вернее сказать, полную историю семьи скитальцев-староверов, – пояснил на презентации книги автор «Исхода...». Тем более что он 15 лет проработал в Алтайском заповеднике в должности госинспектора, а проще говоря, лесника в тех самых местах, где с 1937 по 1951 годы проживала старообрядческая община. И в основу книги легли воспоминания старожилов местного посёлка Яйлю, которые и помогли дополнить историю старообрядческого исхода, посмотреть на происшедшее в середине прошлого столетия с другой стороны Абаканского хребта.
В бегах от переписи
Сергей Усик в своей книге повествует о нескольких поколениях семьи Лыковых, на протяжении десятилетий уходившей от общения с внешним миром. Это история о том, как появились первые староверы в Сибири. Почему скрывались они от власть имущих в глухих местах и как они были обнаружены. В начале 1920-х годов через старообрядческое поселение под названием Тиши прошло немало народа. Были и колчаковцы, и соловьёвцы, и просто «мы ребята-ёжики, в голенищах ножики». Однажды в Тишах появился отряд красноармейцев, поразив таёжников изобилием оружия и новой формой. Они искали сбежавших колчаковцев. Где-то в районе Таштыпа был бой, и красные захватили в плен 60 человек. Разули, раздели, поставили над обрывом и расстреляли. Но нескольким в суматохе удалось скрыться. Позже, обнаружив следы беглецов, отряд и вышел на поселение старообрядцев, открыв их для внешнего мира. «Прошёл слух, что у рачительных и хозяйственных старообрядцев будет отобрано всё их имущество. Всё уйдёт в общий котёл. Даже жёны станут общими! А их вера будет попрана. Вот они и уходили подальше от всего этого в тайгу, куда глаза глядят, прячась от новой власти», – рассказывал на встрече Сергей.
Книга повествует о том, как раскололась старообрядческая община на тех, кто принял новый порядок, и на тех, кто не поддался на уговоры, а решил укрыться в самом труднодоступном месте Западных Саян. Как выживали староверы в суровых условиях, как устояли в вере, как сохраняли не только человеческое достоинство, но и старорусскую культуру. Больше всего, «больше чем пыток и костров» жители Тиши, скрываясь от советской власти, испугались переписи. «Пытки и костры тела касаются, а перепись – души», – с тревогой обсуждали они известие. Именно Лыковы и стали инициаторами побега для тех, кто пожелает спасти душу и уйти от переписи подальше в тайгу.
Рассказы при свече
Долгими зимними вечерами при тусклом огоньке свечи «хозяйка тайги» рассказывала Сергею историю своей жизни. Обладая уникальной памятью, Агафья Карповна помнила малейшие эпизоды из детства, рассказы «тятеньки и маменьки» о том, что довелось пережить семье до её рождения. «Повествование шло словами, давно вышедшими из обихода современной речи, и потому во время нашего общения у меня не раз возникало чувство нереальности. Казалось, что передо мной сидит человек из далёкого прошлого, лет на триста старше нас всех», – признавался автор «Исхода...».
На таёжной заимке Сергей познакомился со своей женой Надеждой, молодой родственницей Агафьи, присланной старообрядцами из Таштагольского района в помощницы, в послушницы, как они говорят. «Слушалась» Надежда долгих пять лет и зим. Молодые, познакомившиеся в 1998 году, в июне 2003 года вышли из таёжной обители. Опыт и навыки выживания в суровых условиях саянской тайги помогли им освоиться в самом труднодоступном и экстремальном кордоне Алтайского биосферного заповедника, где супруги жили и работали более полутора десятка лет (в настоящее время они осели в одном из алтайских сёл, где занимаются домашним хозяйством, выращивают коз).
«Мы к вам в гости!»
Завершает книгу такой эпизод: полёты космических кораблей в ночном небе заставили Лыковых задуматься о том, что в мире что-то изменилось. На замечание младших: «Что-то, тятя, звёзды по небу стали быстро ходить», – отец отвечал: «Видимо, это люди такое измыслили». А вскоре в 1978 году во время активных геологоразведочных работ в Саяно-Алтайском регионе геологи их и обнаружили. Перед этим летавший над ними «кукурузник» страшно напугал Карпа Осиповича. И когда перед главой рода Лыковых, четыре десятилетия водившего своих домочадцев по таёжным дебрям, пряча их от злых людей и лихолетья, предстала руководитель группы геологоразведчиков Галина Письменская и сказала: «Здравствуй, дедушка! Мы к вам в гости!» – Карп Лыков смиренно произнёс: «Ну, проходите. Коли пришли…»
Фото Марии Коряга и из архива «Параскевы Пятницы»
Просмотров статьи: 741