Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Город открывает «ОКНА»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

За время пандемии новокузнечане соскучились по крупным театральным проектам. «Вкусить духовную пищу», сопереживать героям спектаклей, благодарить актёров за доставленное удовольствие – об этом сегодня мечтает каждый театрал. И такая возможность им предоставлена. Новокузнецкий драмтеатр проводит масштабное мероприятие в формате онлайн – III Международный фестиваль камерных спектаклей «ОКНА», главная тема которого – «Театр в индустриальном пространстве». Фестиваль, посвящённый 300-летию Кузбасса, будет проходить до 16 декабря. 

Следует отметить, что «ОКНА» – это традиционный для Новокузнецка фестиваль, собирающий известные театральные коллективы из разных стран и городов России. В 2017-2018 годах в нём принимали участие коллективы из Германии, Швеции, Молдовы, а также из десятков российских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Воронежа и других. 

За три месяца запланирован показ двадцати зарубежных и российских камерных спектаклей, которые будут транслироваться еженедельно на YouTube-канале Новокузнецкого драмтеатра. Три лучших работы примут участие в межрегиональном фестивале «Кузбасс-fest» осенью 2021 года. Кроме того, в программе «ОКОН-2020» – пресс-конференции с создателями спектаклей на актуальные темы, мастер-классы, освещение событий. В связи с изменениями формата мероприятия программы фестиваля были составлены кураторами. Так, куратором российской программы стал Александр Вислов, известный драматург, режиссёр и театровед, театральный критик, педагог Российского института театрального искусства – ГИТИС. Кроме того, он курирует театральные лаборатории и председательствует в жюри в качестве члена экспертного совета Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». Куратором зарубежной программы определена театровед Ника Пархомовская, выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы театрального лидера». В настоящее время она занимает должность редактора журнала «Театр», а также сотрудничает с «Петербургским театральным журналом», журнальными изданиями Forbes, «Искусство» и другими.

Недавно в Новокузнецком драматическом театре в рамках III Международного фестиваля прошёл специальный онлайн-показ спектакля «Бунин. Рассказы эмигранта» в постановке Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого (режиссёр – Ярослав Рахманин) и паблик-ток – зрительское обсуждение темы «Рассказы эмигрантов: как (не) убежать от себя в индустриальном мире». Участниками последнего стали не только зрители – онлайн присутствовали и режиссёры, чьи спектакли уже были показаны в рамках фестиваля: Никита Бетехтин («Мама, мне оторвало руку», Красноярский ТЮЗ), Галина Зальцман («Я нанял убийцу», драматический театр г. Шарыпово) и Ярослав Рахманин. В частности, дискуссия развернулась по поводу его спектакля «Бунин. Рассказы эмигранта», в основу которого легли рассказы Ивана Бунина из цикла «Тёмные аллеи» – «Холодная осень», «Руся», «Антигона». Спектакль, пронизанный печалью о минувшем, эротикой, чувством горечи и утраты, полный иронии и страсти, в итоге, по мнению критиков, стал рассказом о русской национальной идентичности. Он, безусловно, побуждает к раздумьям о том, что такое Родина, патриотизм. И перебрасывает мостик от эмигрантов бунинских времён – изгнанников поневоле – к современным «беглецам от российской действительности», добровольно избравшим жизнь на чужбине. 

Вчера, 21 октября, на онлайн-сцену в рамках Международного фестиваля вышли актёры Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури (Уфа) со спектаклем «Навстречу мечте», поставленным по повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!». «У каждого человека есть мечты, – рассуждает режиссёр спектакля Ильсур Казакбаев. – У детей – тоже. У детдомовских мечты больше, сильнее и серьёзнее, чем у домашних детей. Но мечты сбываются не всегда, а у ребятишек из детдома и вовсе очень редко, почти никогда. Получается, что мечты живут отдельно от своих мечтателей, сами по себе… А если и сбываются, то совсем не так, как мечталось». Вот про это и был башкирский спектакль, в котором заняты молодые артисты. Они рассказывают истории из жизни детдома. Надо отметить, что сыграть детдомовских детей невозможно. Для этого надо ими быть. Поэтому рассказ о жизни в детдоме звучит из уст актёров. Они повествуют от лица мужчины или женщины, старика или ребёнка, бога или дьявола – неважно. Актёры в спектакле как бы лицедеи, примеряющие на себя различные маски. Сценический вариант постановки носит название «Хыялга карши» – «Навстречу мечте». Что по-башкирски звучит неоднозначно: вроде и навстречу мечте, и наперекор ей. 

Следующий спектакль «ОКОН-2020» пройдёт 28 октября. В театральное действие вступают испанские актёры из Мадрида. Постановка под названием «Благородно» – это монолог знаменитой виолончелистки Жаклин де Пре, рассказ о борьбе с внезапно обрушившейся на неё болезнью (рассеянным склерозом), которая настигла её в 28 лет и лишила возможности играть на любимом инструменте, нормально передвигаться, творить красоту. Это рассказ о бессилии тела и силе духа; о сражении с обстоятельствами; о музыке, которую не слышно; и о словах, в которых звучит музыка; про музыкальную гармонию, которую при желании можно в них найти. «Благородно» – спектакль испанского режиссёра Марии Кодевиллы и испанской актрисы Веры Химены – это одновременно и биография легенды, и воспоминания очевидцев, и отрывки из документальных фильмов, и музыка, и поэзия, и танцы – словом, настоящий испанский зажигательный драйв.

Надо сказать, что новый 88-й театральный сезон Новокузнецкого драмтеатра откроет один из участников «ОКОН-2020» – режиссёр Ярослав Рахманин, ставший в этом году главным режиссёром Новокузнецкого драмтеатра. Открытие сезона, 4 ноября, состоится с показа его спектакля «Лолита» по мотивам романа русского писателя Владимира Набокова, который впервые опубликован в 1955 году во Франции. Роман оказался в центре скандала, но вскоре был признан критиками. А сейчас входит во всевозможные списки лучших книг. Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Эдварда Олби, написанной по мотивам самого знаменитого романа Набокова. В нём заняты актёры Александр Шрейтер, Полина Зуева, Илона Литвиненко, Анатолий Смирнов, Александр Коробов. Художник – Елена Подлесная, художник по свету – Андрей Чадин. 

Фото из архива Новокузнецкого драмтеатра


Просмотров статьи: 693