Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Мы – морская держава»

Газета «Новокузнецк», выпуск №7 (1055)  //  Рубрика: Навстречу 300-летию Кузбасса

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Кто сказал, что Новокузнецк – сухопутный город? Кто уверен в том, что здесь не просматривается на горизонте морская даль с перископами подводных лодок? На самом деле наш город – это небольшая «морская держава», которая поставляет морскому флоту страны надёжных матросов и офицеров, настоящих защитников Отечества. И в этом можно было наглядно убедиться, побывав на творческом вечере «Кузбасс: подводные лодки и подводники», посвящённом 75-летию Победы и 300-летию Кузбасса. 

Встреча состоялась в библиотеке имени Гоголя. Её ведущим стал Александр Селезнёв, капитан первого ранга, в прошлом начальник политотдела бригады ракетных кораблей Балтийского флота, в настоящее время начальник штаба Городского комитета ветеранов войны и военной службы. «Тема встречи для нашего сухопутного города, конечно же, необычная. Но если посчитать, сколько в нашем городе новокузнечан, прошедших морскую службу! А их несколько тысяч, представителей всех флотов. Только в День военно-морского флота праздновать на площадь приходит около пятисот человек, защищавших нашу Родину на её морских рубежах. Отслужив, многие из них сделали карьеру и на гражданской службе», – отметил в своём приветствии Александр Петрович. И предоставил слово одному из самых известных в прошлом представителей подводного флота не только в городе, но и в стране – Василию Ивановичу Плотникову, капитану первого ранга.

Родился будущий подводник в посёлке Сарбала. Здесь окончил восьмилетку. А затем, в 1966 году, с золотой медалью в посёлке Малиновка 9 класс. Поступил в высшее Тихоокеанское военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова во Владивостоке, на штурманский факультет, который также окончил с отличием. Четыре года служил на Тихом океане в должности командира штурманской боевой части атомной ракетной подводной лодки. Затем был переведён на Северный флот, где неоднократно участвовал в автономных плаваниях подо льдами Северного Ледовитого океана и в Атлантическом океане. Ходил в так называемой «автономке», то есть проходил боевую службу на подводной лодке в мировом океане. В походах Василий Иванович бывал неоднократно. Причём каждый длился не менее 90 суток. Затем окончил Высшие офицерские классы и военно-морскую академию в Ленинграде. В 1986 году был назначен командиром ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской», который и сегодня продолжает свою службу в составе Военно-морского флота России. В 38 лет Василий Иванович получил звание капитана первого ранга. С 1989 года – начальник штаба дивизии ракетных подводных лодок Северного флота. 

Через пять лет капитан Плотников уволился в запас и вернулся на родину. Работал в Сарбалинской школе учителем ОБЖ и географии. Затем был приглашён в Новокузнецк, в администрацию Новоильинского района на должность начальника отдела мобилизационной подготовки. Многолетний председатель морского офицерского собрания Новокузнецка, неоднократный участник телевизионной передачи «Ново-ТВ» «Диалоги о войне». Пообщавшись с Василием Ивановичем, в прошлом офицер-подводник Юрий Гамов посвятил ему стихотворение: «Он первый после Бога – если нужно / И в море уходить нам с ним не страшно / В его руках смертельное оружие / И жизни корабля и экипажа. / И в плаванье с названьем «автономка», / Скомандовав: «Рули на погруженье!» / Не скажет командир, как одиноко, / Как сложно принимать ему решенье…» 

Капитан первого ранга Василий Плотников поведал об истории подводного флота, начиная с рассказа о «кожаном мешке» для погружения на глубины, созданным Леонардо да Винчи. Затем о подводных лодках в виде бочки, которые несли службу во время японской войны, патрулируя в 1904 году в море подступы к Владивостоку. 

Перед Великой Отечественной войной Советский Союз имел уже 200 подводных лодок самого разного класса и водоизмещения, в том числе и «малютки». А во время войны советские люди строили их на собственные собранные средства и дарили флоту. Как это сделали в Новосибирске, назвав лодку «Новосибирским комсомольцем». Эта подводная субмарина сделала несколько боевых походов, утопив четыре фашистских транспорта. Одна из советских субмарин такого же типа незаметно вошла в японский порт и отправила ко дну стоявший на причале немецкий транспорт. 

«Условия службы в то время были неимоверно тяжёлыми. Никакого обогрева. Внутри лодки такая же температура, как и снаружи, в море. Поэтому ходили в телогрейках, дышали дизельными парами, выхлопными газами. Поскольку работала подводная лодка на солярке. Всё внутри было промасленно. Посуду мыли ветошью, смоченной соляркой. Когда лодка всплывала, службу приходилось нести на поверхности. Это было очень тяжело. Вода хлестала на человека, и он тут же покрывался коркой льда. Греться и спать приходилось на работающем дизеле. Летом стояли полярные дни: и потому на море всё просматривалось. И как только появлялись немецкие самолёты, срочно приходилось погружаться на глубину», – отметил Василий Иванович. 

Рассказал он и о современном «Дмитрии Донском», внутренний дизайн которого в одной из главных комнат согласно названию субмарины обустроили историческими музейными экспонатами – кольчугой, шлемом, мечом. Не была обойдена стороной и история подводной лодки «Кузбасс», построенной в 1992 году, на которой служили, в том числе и наши земляки. «Снабжение в 90-е годы было, мягко говоря, плохое. И потому, организовав шефство над «Кузбассом», за счёт собственных денежных сборов всё необходимое вплоть до продуктов и краски для ремонта подводникам присылали земляки», – вспоминал капитан Плотников.

Вдохновившись рассказом, вслед за Василием Ивановичем перед собравшимися выступил ветеран труда, шахтёр Иван Жук, в роду которого тоже были подводники. Призёр престижного поэтического конкурса, он буквально пропел сочинённый им гимн, посвящённый людям этой профессии. Однако на этом музыкальное сопровождение не закончилось. Участников творческого вечера буквально завела Анна Данилова, многолетний руководитель клуба «Гавань». Зрители, прослушав истории трёх популярных военных песен – «Вечер на рейде», «Землянка» и «Смуглянка», хором исполнили их вместе с ней под аккордеон. Завершил встречу сюрприз, приготовленный самодеятельным художником Евгением Проворовым, в прошлом также служившим на флоте. Василию Плотникову и Александру Селезнёву были вручены написанные им картины с главным морским «персонажем» – подводной субмариной. 


Просмотров статьи: 571