Новокузнецкое городское телерадиообъединение

И снова в бой! Под песни…

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Василий ЕФРЕМОВ

В Театре Металлургов прошёл ХIХ фестиваль авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке – 2020». Посвящённый 75-летию Великой Победы, он на этот раз проходил под поэтическим девизом из творчества Владимира Семёновича: «Мне этот бой не забыть нипочём…» Своё искусство зрителям дарили известные барды, авторы-исполнители клуба самодеятельной песни «Среда», гости из разных городов России. 

Фестиваль объединил более 60 участников в возрасте от 15 до 75 лет из Москвы, Новосибирска, Томска, Красноярска, Челябинска, Барнаула, Бийска, Кемерова, Новокузнецка. Наиболее ярких исполнителей жюри отметило в пяти номинациях: «Лучший автор», «Лучший исполнитель», «Лучший ансамбль», «Лучшее исполнение песни Высоцкого» и «Лучшее посвящение Высоцкому». В качестве традиционных призов были сувенирные паруса. Каждый фестивальный вечер начинался с песни барда, с его исполненных на высокой ноте слов: «Парус, порвали парус! Каюсь, каюсь, каюсь…» 

Фестиваль стал доброй городской традицией. И не только. Это значимое событие для всего российского бардовского сообщества. Как отметил наш земляк, а ныне житель столицы, председатель жюри фестиваля Сергей Матвеенко: «Фестиваль тем и хорош, что у него есть традиция, многолетняя, выработанная годами. Вот уже 19 лет в Новокузнецк ради этого праздника песни съезжаются авторы и исполнители со всей Сибири. От фестиваля мы ждём одного – новых имён, новых авторов, исполнителей».

И таких имён было немало, для которых сам фестиваль стал открытием. А они, в свою очередь, – для новокузнецких любителей бардовской песни. Надо сказать, что все эти фестивальные дни Театр Металлургов, как и в прежние годы, был забит «под завязку». 

Стартовал четырёхдневный песенный «забег» по традиции с концертов для ветеранов и воспитанников детских домов. Официальное открытие началось с выступления новокузнецких бардов, большая часть которых входит в состав клуба авторской песни «Среда». Своими песнями порадовали, ставшие лауреатами, – ансамбль «Созвучие», Валерий Куличенко, Евгений Искусных и многие другие, что уходили со сцены под крики «Браво!» Большой интерес вызвала песня в исполнении Евгения Искусных «От жажды умираю над ручьём» (ранее в нашей газете был опубликован материал об истории происхождения этой композиции, которая была написана нашим земляком, известным танцором и автором-исполнителем Владимиром Шубариным). Затем под названием «Регион» выступали представители разных городов Сибири. Зрители тепло приветствовали артистов, среди которых были и юные авторы-исполнители, и ветераны бардовской сцены, и семейные пары, и дуэты… Как сказал Анатолий Олейников, возглавляющий Фонд Высоцкого в Новосибирске: «Люблю приезжать в ваш город. Фестиваль, посвящённый Владимиру Семёновичу, стал достопримечательностью Новокузнецка. Столько зрительской теплоты! И такой интерес к нему! С каждым годом он становится разнообразней, набирает обороты. У вас в городе, действительно, большое количество поклонников творчества Высоцкого. Таким вниманием к бардовской песне ни один город не сможет похвастать». 

Барды пели песни Владимира Семёновича на военную тематику, его любовную лирику, а также собственного сочинения. Сергей Матвеенко исполнил свою доработанную буквально перед приездом в Новокузнецк трилогию: «Волки». Её премьера состоялась на прошлом фестивале. У мэтра бардовской песни совпадало всё – музыка, исполнение, берущий за душу текст. Надо сказать, на фестивале нередко глубокого содержания тексты сочетались с прекрасным музыкальным и голосовым исполнением. Но были и разногласия: текст вызывал интерес, однако яркое музыкальное сопровождение отсутствовало. Был лишь некий перебор гитарных струн. Случалось, что в женском, мягком и лиричном варианте песни любимого поэта-барда звучали с совершенно другим, не совсем подходящим оттенком. Не хватало им всё-таки той знаменитой мужской харизмы Высоцкого! Однако доброжелательная публика и эти выходы встречала по-доброму, снисходительно. Естественно, порадовал поклонников бардовской песни и гала-концерт, который начался с танцевальной композиции под песню Высоцкого «Протопи ты мне баньку по-чёрному». А закончился исполнением военных песен любимой новокузнечанами группы «Барды Барнаула». «Десятый батальон» они исполняли со зрителями: «Здесь птицы не поют, деревья не растут. И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут…» Затем прошли церемония награждения и под занавес, под бурные аплодисменты зрителей – хоровое исполнение знаменитой песни Владимира Высоцкого, где «лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал». 

В воскресенье, 9 февраля, сцена была отдана почётным гостям фестиваля, приехавшим к нам из Москвы – Зое Ященко и группе «Белая гвардия». В Новокузнецке они были в 2006 году. «Стоило приехать в Новокузнецк через 14 лет ещё раз, чтобы убедиться, что в мире есть незыблемые вещи. Это ваш фестиваль, посвященный Владимиру Высоцкому. Нам он очень понравился. Фестиваль показал высокий уровень исполнения. Он нас буквально вдохновил. Захотелось в качестве благодарности написать в ответ новые собственные песни», – отметила Зоя Ященко. 

К слову, группа назвалась по первым строкам своей самой известной на момент создания песни: «Белая гвардия, белый снег/ Белая музыка революций, / Белая женщина, нервный смех / Белого платья слегка коснуться…». По словам Зои Ященко, ключевое слово в названии – «белая». «Белый цвет символизирует чистый лист, на котором можно изобразить всё то, что захочешь», – отметила столичный автор-исполнитель. По определению участников группы, стиль, в котором они играют – «Сенти-Ментальный рок». Согласно этимологии: ментальный – «умственный», сентиментальный – «чувственный». Попытка объединить мужское и женское начало. Хотя, по словам критиков, «вслушиваясь в утончённые и драматургичные образы их песен, не обнаруживаешь и капли «рокерского» протеста. Скорее то, что их автор и исполнитель – Зоя Ященко – называет «сентиментальностью» попытку проникнуть сердцем в глубину человеческого мышления». Этот же эффект можно было наблюдать при её выступлении и в Театре Металлургов. Особенно при исполнении песни «Генералы гражданской войны», когда Зоя своим нежным голосом пела композицию, посвящённую Колчаку, с таким припевом: «Кровавая, хмельная / Хоть пой, хоть волком вой / Страна моя родная / что ж ты делаешь со мной?..» И не раз её выступление сопровождали бурные аплодисменты. Недаром наших, новокузнецких поклонников бардовской песни называют самыми благодарными и самыми понимающими «глубину и духовность авторской песни» зрителями. 


Просмотров статьи: 605