Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Горячее искусство

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Объёмную выставку эмалей, открывшуюся в Сибирском центре современного искусства «ФОРМА», многие называют «Апогеем камерного искусства». И справедливо. Впервые экспозиция таких масштабов, представляющая работы художников-эмальеров, проходит не только в Новокузнецке, но и во всей Сибири. Приехала она к нам из столицы Башкирии – Уфы, где несколько лет назад некоторая часть мастеров, объединившись, начали работать в эмальерной технике. К формированию выставки уфимцы пригласили художников со всей России. Она получилась настолько удачной, что Александр Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России и учредитель «ФОРМЫ», решил привезти и показать эту красоту и жителям юга Кузбасса. Благо, в городе, наконец-то, появилась площадка для организации крупных выставок. 

Экскурс в историю 

Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу ХII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре, из-за технической и технологической трудоёмкости, пришло в упадок. Возродилось оно лишь в ХIХ веке в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене. Первое упоминание о русских эмалях встречается в Московской Ипатьевской летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть». И только в ХIХ веке старинное название сменилось на новый термин «эмаль». Особенно это ремесло получило развитие в Ростове Великом, где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных Михаилом Ломоносовым. Им был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии художеств (впервые он был упомянут в 1781 году). События революции 1917 года в России привели к спаду в этом виде искусства. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по сегодняшний день вновь город Ростов-на-Дону, где находится собственная школа художников-эмальеров, а также фабрика по изготовлению украшений из финифти и сюжетной миниатюры. Новая современная школа эмальерного искусства успешно действует сегодня и в Ярославле.

«Вечная техника»

Что же это за художественная технология – эмаль? Как пояснил новокузнецкий художник Пётр Сиротюк, который вместе с женой Ефросиньей на протяжении многих лет занимается этим видом творчества, под «эмалью» подразумевают стекловидный сплав, нанесённый на металлическую основу (стальной или медный лист). От добавления различных окислов металлов при температуре обжига в 780-900 градусов он приобретает необходимую легкоплавкость, цвет, прочность и блеск. Такое свойство позволяет передать объёмные формы задуманного сюжета и достигнуть живописных эффектов. «Это – вечная техника! Выставка эмали – самое лучшее, что было в Новокузнецке в сфере этого вида искусства. Все работы по-своему интересны. У каждого эмальера свой стиль, почерк, своя пластика. Кроме того, здесь можно увидеть новую современную технику, которую некоторые художники испытали на своих работах. К примеру, травление», – комментирует Пётр.

Семья Сиротюк представила в Сибирском центре современного искусства 26 эмалей. К слову, в этой же технике ими были выполнены и несколько икон. До этого свои работы супруги выставляли на самых разных выставках, проходивших в городе. Наиболее крупная экспозиция эмалей «от Сиротюков» прошла в 2006 году в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость». Затем произведения супружеской пары выставлялись в научно-техническом музее имени Бардина. «Лично мы впервые увидели результаты эмальерного дела в 1985 году в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, у нашего педагога Алексея Талащука, который в своё время побывал на симпозиуме в Венгрии. В эту страну в те годы художники из Советского Союза, в основном, монументалисты, приезжали осваивать новую для себя технологию – именно там проходили встречи при институте, который разрабатывал краски для эмалирования», – отмечает Пётр Сиротюк.

Много позже, в 1990-х годах, и у нас в России открылись два-три центра, куда художники ездили знакомиться с этой интересной технологией. Один из них – международный центр «Эмалис» в Ярославле. Там впервые через семь лет после его открытия работала на симпозиуме и Ефросинья Сиротюк. И в этом же году в Новокузнецке состоялся дебют её работ. Сиротюкам, выпускникам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, было приятно увидеть на представленной в «ФОРМЕ» выставке произведения нескольких профессоров, а также и других выпускников Академии на Неве. 

Широко известные в узком кругу 

В настоящее время с технологией эмали можно познакомиться на различных мастер-классах. Эмаль становится модным и развивающимся видом искусства, как у нас в России, так и на Западе и особенно в Европе, где для этого созданы прекрасные условия. Для наших художников получение мастерских с приобретением оборудования под эмальерное дело, порой, оказывается немалой проблемой. «Или возьмите краски. Дулевский завод выпускает 64 оттенка эмали. А завод в итальянском Бергамо – 10000. Есть разница?» – сетуют художники. Но тем не менее работы новокузнечан среди всего этого эмальерного роскошества выглядели интересно, со своим характерным от прочих отличием. В каждой чувствовалась индивидуальность мастера. Нежно-эмоциональная натура Ефросиньи выразилась в её натюрмортах и пейзажах («Ваза с грушами», «Пейзаж», «Отрешение»). Проявила себя и мужская, несколько суровая харизматичность Петра («Красное вино», «Кузнецкая крепость», «Равноденствие», «Зима», «Земля курганов»). Работы яркие, запоминающиеся, отражающие авторский неповторимый взгляд на окружающий нас, такой прекрасный и такой хрупкий, каким, порой, бывает сплав эмали, мир. «Многие художники на этой выставке знакомы друг с другом. Эмальеры – это широко известные люди в узком кругу. Вроде как адепты небольшой творческой секты… И новые, увиденные на выставке произведения, заставляют воображение встрепенуться. А значит с новой силой начать и самому творить. Несмотря на несовершенное оборудование, не такое уж разнообразие в красках», – отмечает Пётр Сиротюк. 

Урок русского

Вскоре после открытия выставки в «ФОРМЕ», на фоне всего этого яркого эмальерного великолепия прошёл необычный урок русского языка и литературы. На скамьи выставочного зала сели учащиеся двух новокузнецких школ – №100 и №71. Тема урока, который проходил в форме театрализованного представления, – «Искусство горячей эмали». Экскурсоводом стала известный новокузнецкий художник Екатерина Чепис. Речь зашла о появлении в нашем словаре новых слов, таких, как «финифть», «эмаль», «эмальеры»… Ребята в условиях «классного часа» с интересом знакомились с представленными на выставке работами. И свои впечатления о ней они решили, к тому же, изложить в школьных сочинениях. Своё общее мнение об экспозиции и необычном занятии выразили и школьные учителя. По их словам, использование произведений мастеров народного промысла на уроках русского языка и литературы в полной мере способствует познанию жизни, развитию мышления, речи, наблюдательности, внимания. Полезность проведения подобного урока отметила и Екатерина Чепис. Такие учебные занятия интересны и перспективны, уверена Екатерина. Они дают возможность ученикам творчески осмыслить предложенную тему, в полном смысле слова наглядно её изучить. Кроме того, на такой выставке, при изучении техники горячей эмали, с не меньшим успехом могли бы пройти уроки химии и физики.


Просмотров статьи: 825