«Серебряный» волонтёр
В Новокузнецке есть люди особой энергетики. Иногда в народе такое свойство называют «старой закалкой». Леониде Сергеевне Павловой 77 лет, а в ней до сих пор бродит эта беспокойная энергия, которую она ещё именует полузабытым словосочетанием «комсомольский задор». И недаром. Биография этой пожилой женщины, действительно, показывает, что без задора и бесстрашия её натуры многие препятствия на жизненном пути было бы не преодолеть. И потому Леонида Павлова – одна из тех самых героинь, которых чествуют в юбилейный год столетия кузбасского комсомола.
Из огня да в пепел
В детстве Леонида Шукевич (девичья фамилия) пережила два дня рождения. Её родную деревню Дубовцы в Минской области в 1943 году дотла сожгли фашисты и украинские бандеровцы. Партизаны уже входили в село, когда в подпалённую хату отходившие немцы бросили хозяйку дома Степаниду и её годовалую дочку Леониду. Но, чувствуя беду, жену и дочь в самый последний момент спас глава семейства – Сергей Иванович. Он, как многие мужчины деревни, ушёл в партизанский отряд. Кто-то об этом донёс фашистам, и те решили взять жителей Дубовцев в заложники. После чего устроить им на рассвете показательное огненное «аутодафе». Многие селяне сгорели живьём. Годовалой девочке и её молодой матери повезло. Они по счастливой случайности и расторопности отца остались живы. «Но я успела получить травму головы, когда меня бросали в горящую избу, и, конечно же, ожоги», – вспоминает Леонида Сергеевна. Жить в покрытой пеплом деревне было негде, и они перебрались в дом к бабушке, в соседнее село. Со временем их деревня отстроилась. Свою хатёнку они также поставили из стен бабушкиного дома.
Кукуруза для ВДНХ
Окончив семилетку, Леонида осталась работать в родном колхозе «Красное знамя». Была звеньевой на кукурузных полях, выращивала лён и не только. В хрущёвские времена, когда был сделан упор на выращивании кукурузы, она умудрилась выпестовать настоящий гигант этой злаковой культуры в три с лишним метра высотой. Об этом написали в центральной газете. И «героев дня» пригласили принять участие в выставке достижений народного хозяйства в Москве. Однако для того, чтобы отправиться в столицу Родины и выступить на столь грандиозном мероприятии, звеньевой Леониде поставили условие: необходимо вступить в комсомол. Для чего срочно прибыть в сельсовет. «Не поеду! У меня обуви нет. Меня, что, в чунях будут принимать?!» – решительно заявила Леонида. Председатель колхоза повелел раздобыть девушке среди сельчан какую-нибудь «обувку». Нашли резиновые сапоги. В них да в том, что собирали по деревне из всех чемоданов – розовой кофточке и затрапезной чёрной юбке, с повязанным на голове цветастым платком – она и поехала в Москву, на ВДНХ. За свои кукурузные достижения звеньевая Леонида заняла первое место. Так что выходить за наградой пришлось в тех же резиновых сапогах.
В 17 лет, прибавив себе два года, она поступила на курсы радистов в Минске. После учёбы её направили служить в танковые войска, что стояли в белорусском городе Барановичи. Там она встретила танкиста Николая Павлова. Поженились. И после окончания армейской службы в 1962 году, сразу же почти всем армейским «дембелем» решили отправиться по комсомольским путёвкам на строительство Западно-Сибирского металлургического гиганта в далёком городе Сталинске. В январе выехать из Белоруссии в далёкую Сибирь успели лишь часть сослуживцев. Остальных из-за событий, происходящих в это время в Чехословакии, оставили «про запас», на всякий военный случай. Но через несколько месяцев и они майским железнодорожным составом прибыли на место стройки.
На стройке комсомола
Определили супружескую пару – Николая и Леониду Павловых в строительное управление №11 треста «Кузнецкпромстрой». Сначала она была разнорабочей, потом арматурщиком, бетонщиком, штукатуром-маляром, электросварщиком…Работала в бригаде знаменитого передовика Ивана Ерохина. Руководил управлением в то время также известный в городе строитель – Георгий Чугурян, отец популярного тележурналиста «НовоТВ», стоявшего у истоков его создания – Сергея Чугуряна. Бригада Ерохина участвовала в строительстве почти всего Западно-Сибирского металлургического комбината. Возводили стан-250, среднесортный, кислородно-конверторный, известковый и цех изложниц, три доменных печи. Строительство продвигалось с большим трудом. Поскольку всё делать приходилось вручную. Не исключением был и женский труд. Возили тележки-рикши с бетоном, поднимали его полными вёдрами вверх, на строительные леса. Работать отбойным молотком и прочими тяжёлыми механизмами. «Сама удивляюсь, с чем и как мне, молодой женщине, приходилось тогда управляться», – вспоминает Леонида Сергеевна. Особенно тяжело было при сдаче объекта, когда работать приходилось авралом. Так, на строительстве блюминга трудились, не уходя домой, круглосуточно, по три дня подряд. В сорокаградусный мороз, в ватных штанах, телогрейках и в… резиновых сапогах. Поскольку вынуждены были стоять по колено в жидком бетоне. А он на эстакаду подавался беспрерывно. «Иногда так засасывало в бетонное месиво, что ноги нельзя было вытащить! Подбегали мужчины и вытаскивали нас из застрявшей в бетоне обуви. А уж потом мы из бетонного плена сапоги освобождали», – рассказывает участница комсомольской стройки. Лишь спустя несколько лет труд на стройке ЗСМК стал более-менее механизированным. Однако, несмотря на нелёгкие условия, работали по-ударному. У Леониды Сергеевны на память о тех комсомольских временах хранится значок «Ударник коммунистического труда»
Не всё проходило благополучно. Однажды она при подаче ей тяжелого ведра с бетоном упала с лесов 17-метровой высоты. Чудом осталась жива. Получив лишь несколько проколов руки острой проволокой, на которую упала. В другой раз, спеша на работу в цех изложниц, поскользнулась при выходе из автобуса и, упав на подножку спиной, сломала позвоночник. В больнице Леонида Сергеевна тогда отлежала 8 месяцев. После чего её перевели на более лёгкий труд. Работала в «Кузнецкпромстрое» до 2002 года, пока трест не ликвидировали. Через несколько лет она вошла в Совет ветеранов ликвидированных строительных трестов.
«Меня к этим детям просто притянуло»
Выйдя на пенсию, без работы беспокойная Леонида Павлова не осталась. Сама себе нашла общественное занятие по душе – стала участником городского добровольческого движения. Леонида Сергеевна из категории тех волонтёров, которых из-за пожилого возраста и за седину называют «серебряными». Хотя сердца у этих людей поистине золотые. Волонтёрством она занялась, ещё работая в тресте. Помогали всем «Кузнецкпромстроем» своим подшефным – детскому дому №5 и дому престарелых в Кузнецком районе. Брала на выходные ребятишек из детдома и водила их в кино, музеи, на базу отдыха в Сосновке. Однажды по личной инициативе нашла спонсоров и на их деньги накупила для 115 детдомовцев обновок. В настоящее время она, давно имея собственных внуков и правнуков, желанный гость в детском доме, школе-интернате №95. По-прежнему выводит своих ребятишек в музеи, кукольный театр, на отдых в парк имени Гагарина. «Меня к этим детям просто притянуло», – говорит она. Сегодня, закупив разноцветной шерсти, вяжет узорные рукавички. Чтобы преподнести воспитанникам детдома собственный подарок на Новый год. Леонида Сергеевна прекрасно знает: своим приходом в детдом она доставит немало радости детям, которых от души любит, и которые отвечает ей взаимностью.
Просмотров статьи: 697