Новокузнецкое городское телерадиообъединение

О деревне замолвили слово

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Если пройтись по залам Новокузнецкого художественного музея, то непременно можно увидеть хотя бы одну, а то и несколько работ маститых авторов прошлого столетия, что посвящены деревне, её быту, культуре и жителям. А на днях здесь открылась новая экспозиция, состоящая из полотен музейного фонда и полностью посвящённая российской глубинке. Она так и называется «Поэзия русской деревни».

Оказывается, в нашем беспокойном ХХI веке не угас интерес к древним народным промыслам, к искусству наших предков. И потому в выставочный ряд, работу которого в НХМ намерены продлить до самого лета, вошли произведения декоративно-прикладного искусства, предметы крестьянской жизни, а также живопись на деревенскую тему российских авторов второй половины ХХ века, чьи имена в своё время были чрезвычайно известны и «гремели» на весь Советский Союз.

– В странах Западной Европы крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России же издревле крестьянство играло главную роль в истории. Деревня – это наша колыбель, такая далёкая и забытая, но такая родная и любимая, – комментирует научный сотрудник музея Ася Чернышева, куратор выставки.

Слово «деревня» происходит непосредственно от слова «дерево». Деревня – место, «выдранное» от растений, расчищенное от деревьев. Из дерева рубилось всё необходимое для крестьянской жизни: церкви, дома, сараи, бани, амбары, колодцы, изгороди, мебель, посуда, игрушки… Из бересты делали вещи, необходимые для нужд семьи: корзины, лукошки, туеса, другие предметы кухонной утвари. Как известно, при раскопках в Новгороде были найдены берестяные изделия ХI века. Они уже тогда были изящно украшены росписью, ажурной резьбой и тиснением. Потому не обошлась новая выставка без экспонатов из бересты. Среди них старинный рюкзак, лапти, туеса. «Эти изделия в рамках истории Руси изучаются в школе. А здесь ребята реально всё это могут увидеть», – подчёркивает Ася Чернышева. Интересно, что такой же «берестяной» уклад жизни, переданный от родителей, сохранился и в домашнем хозяйстве известной отшельницы Агафьи Лыковой. Среди её кухонной посуды много берестяных изделий, которые она сделала собственными руками. Иной хозяйственной утварью Агаша, как зовут её вертолётчики, время от времени привозящие ей продукты, пользоваться не желает. «Мои предки, мои родители, сёстры и братья из берестяной посуды ели. И мне велели», – решительно отмечает она.

На экспозиции можно полюбоваться изделиями хохломских, городецких, полхов-майданских, мезенских, северодвинских мастеров. Красуются здесь матрёшки всех родов и видов. Стены зала украшают разноликие и разноцветные жостовские подносы. Множество игрушек из глины. Особенно дымковской – одной из самых популярных в народе. Той самой – из слободы Дымково, в окрестностях которой водилась ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Такие изделия лепили по частям, а глину использовали, как связующий материал. К слову, их происхождение связывали с весенним праздником Свистунья. К этому дню женское население слободы лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, других животных и птиц. Красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Мотивы орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Сама дымковская игрушка привозилась в Новокузнецкий художественный музей и собиралась в коллекции в 80-е годы прошлого столетия. «Стоила она в те годы копейки. А сейчас одна такая миниатюрная игрушка идёт по цене не меньше, чем в тысячу рублей», – отмечает куратор выставки.

Различные виды керамики, расписные декоративные тарелки и короба, миниатюрные лаковые шкатулки с росписью, изделия из хохломы…Всё это стало зрительским достоянием. Смотри во все глаза и любуйся этим народно-крестьянским роскошеством, посетитель! И, конечно же, во всей своей красе представлен русский народный костюм, как реконструированный, так и созданный из …глины. Коллекция глиняных кукол разукрашена и обряжена в народные одеяния со всеми присущими костюму атрибутами так, что не отличить яркую, ювелирно сделанную роспись по глине от одежды из ткани. Полная имитация вышивки! Созданы такие глиняные шедевры искусной новосибирской художницей Надеждой Тарасевич. Коллекция кукол предстала в народных костюмах разных губерний второй половины ХХ века. Реконструкцию русских нарядов сделали и мастерицы Елена Терёхина и Мария Ворончихина из Прокопьевска. Есть здесь рабочая, повседневная и праздничная крестьянская одежда.

Можно увидеть на выставке и пэчворк на деревенскую тематику в исполнении новокузнецкой художницы Алевтины Архиповской. Работы из текстиля гармонично вписываются в художественно-поэтическую «ткань» выставки. К тому же своим современным видом прекрасно оттеняют старинную национальную одежду. Дополняют «поэтическую деревню» и живописные полотна известных в своё время мастеров. В частности, произведения Игоря Обросова, Кима Бритова, Владимира Стожарова, Юрия Кугача, Дмитрия Косьмина, Николая Ромадина, а также наших, сибирских – Юрия Лобузнова и Александра Капорушкина. На их полотнах изображена и русская печь с её чугунками, и домашний крестьянский скарб, и хлеб с варёной картошкой на столе, и живописные виды деревенской природы. «Эти мастера вошли в историю советского искусства, как «поэты русской деревни». Они стремились утвердить красоту деревенской жизни, увековечить красоту русской природы, раскрыть её суть, сделать её видимой», – отмечает Ася Чернышева. И, кажется, не только живописцам, но и всем остальным мастерам передать эту реальную поэзию деревенской жизни вполне удалось.


Просмотров статьи: 682