Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Лепёшки из полыни

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Владимир ШАБАНКОВ

Дожить до такого почтеннейшего возраста – 100 лет – удаётся не каждому. Новокузнечанке Анне Шкляевой, несмотря на её тяжёлую жизнь, посчастливилось на этой неделе в окружении родных и близких встретить «вековой» юбилей. Поздравить именинницу пришли представители администрации города и Новоильинского района, где вместе с дочерью Натальей Палаткиной в течение многих лет проживает она, ветеран труда и труженица тыла. Гости зачитали ей поздравления от Президента страны Владимира Путина, Губернатора области Сергея Цивилёва и Главы города Сергея Кузнецова. Преподнесли цветы и подарки.

От учителя до слесаря

По словам Анны Степановны, она и сам «не чаяла дожить до такого возраста». И оглядываясь назад, вспоминает свою жизнь яркими эпизодами, которые словно островки из воды всплывают в её памяти. И все они полны и печали, и радости.

Так совпало в жизни Анны Шкляевой, что родившись 1 сентября, она и свою первую профессию выбрала «учительскую» – преподавать в начальных классах. А ещё это случилось потому, что она из семьи сельского учителя, которая поселилась в деревне Слутка Кировской области. После окончания школы поступила в педагогическое училище, решив пойти по стопам отца. Отработав несколько лет в начальных классах школы деревни Коростыли, Анна вынуждена была сменить поле деятельности: перейти на работу в управление железнодорожного транспорта. Случилось это уже в годы Великой Отечественной войны. До этого девушка в течение трёх лет ждала с армейской службы своего жениха – Владимира, с которым познакомилась в городском парке во время одного из субботников по посадке деревьев. Казалось, что эти три года пролетели, как один день. И её любимый вот-вот должен был возвратиться с воинской службы. Но планы влюблённых разрушила война. Даже не отпустив Владимира на побывку домой, его отправили на фронт. Увидеться мельком им удалось на пристанционном перроне, мимо которого проходил воинский эшелон с солдатами. «И я среди молодых солдатских лиц разглядела лицо Володи. Мы даже помахали друг другу рукой. Я точно знаю, что именно его я видела среди смотрящих на меня людей. Хотя иные утверждали, что это был другой человек», – до сих пор уверенно заявляет Анна Степановна.

«И это тоже – лицо войны»

На железной дороге, куда ей пришлось пойти работать из-за хлебных карточек (семья была большой и еды на всех не хватало, жили буквально впроголодь), она работала сутками и слесарем-ремонтником, и осмотрщиком вагонов. Летом, чтобы как-то выжить, приходилось даже переходить на подножный корм: собирать полынь, из молодых листьев которой стряпали лепёшки. Так что в округе на протяжении 5 километров эта трава была истреблена. Однажды им выдали сахарный песок коричневого цвета, который буквально шевелился от завёдшихся в нём насекомых. Анна Степановна, несмотря на голодное существование, была брезгливой, и потому воздержалась от подобного «сладкого пайка». Отказалась она и от тёплых шерстяных носков, которые очень бы пригодились на её тяжёлой работе осмотрщика. Принеся их домой, она неожиданно заметила, что в шерстяных волокнах также присутствуют известные насекомые. Мама её успокоила: «Ничего, постираем!». Но Анна решительно бросила их в печь. Оказывается, носки были сняты с мёртвых эвакуированных, что, не выдержав голода и тяжёлого пути, умирали в вагонах эшелонов, следующих в Сибирь. Как-то, с голодухи, работники станции отравились техническим маслом, что вытекало из давшей течь цистерны и которое они приняли за подсолнечное. После такой дегустации иным едва не пришлось слечь на больничную койку. «Это очень страшные, неприглядные эпизоды. Но это было и это тоже лицо войны, которую пережила моя мама»,- уточняет дочь Наталья.

Любить – значит выжить

Однажды Анне Шкляевой пришло уведомление о том, что её любимый Володя, получив осколочные ранения в живот, почти при смерти находится в одном из госпиталей. «Врачи сомневались, что он выживет», – говорит Анна Степановна. И тогда она, не раздумывая, поехала навестить дорогого ей человека и устроиться при нём в госпитале санитаркой. «Присматривать и выхаживать его», – уточняет. И Владимир Александрович, которого врачи уже считали «нежильцом», назло всем смертям, при заботливом уходе своей любимой невесты, выжил. После выписки они поженились. Анна Степановна уже в качестве молодой жены возвратилась на прежнее место работы на железной дороге, где и встретила известие о Победе. Оповестили о ней радостные крики, выстрелы в воздух из ракетниц, игра на гармошке… Тут же на железнодорожной станции соорудили праздничный стол, на который принесли из дома всё, что могли. В том числе знаменитые лепёшки из полыни, которые помогли многим выжить и стали своеобразным символом тех голодных военных лет в тылу.

Через год после Победы в семье родилась старшая дочь Тамара, а потом, через четыре года, и младшая – Наталья. В июле 1957 года через станцию на IV Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в Москве, проезжал поезд с участниками мероприятия. На станции пассажиров – представителей разных стран – встречали жители Зуевки. Пришла и Анна Степановна с маленькой дочкой Наташей на руках. Симпатичная, в белокурых кудряшках девочка обратила на себя внимание смуглой девушки в сари. Она подошла к Анне, приветливо представившись «Индира Ганди», и попросила взять на руки забавную девчушку. «Так я побывала в объятиях на руках у самой Индиры Ганди, будущего премьер-министра Индии!» – с улыбкой уточняет Наталья.

Пути-дороги по стройкам

Вскоре для семьи Шкляевых началась беспокойная, но такая интересная жизнь! Супруги стали ездить по комсомольско-молодёжным стройкам. Побывали в Казахстане на целине, строили Транссибирскую магистраль, где тянули ветку «Абакан-Тайшет». Порой, во время своих рабочих странствий жили в неприспособленных для этого вагончиках. Однажды, чтобы не опоздать в школу, старшей дочери Тамаре пришлось отрезать роскошные волосы. Они за время ночного сна примёрзли к ледяной стене вагончика, в котором жила семья.

После того, как Владимир Александрович умер в сорокапятилетнем возрасте, Анне Степановне, вся жизнь которой состояла из разъездов по стране, довелось побывать и на рыбной путине на Камчатке. Стать свидетелем извержения одного из многочисленных камчатских вулканов, который местный жители называли «Дунькин пуп». Здесь рыболовецкое судно «Суханов», на котором разделывали пойманную в Охотском море рыбу, чуть не стало добычей японских матросов, которые посчитали, что судно вошло в воды их владений. Рыбообработчиц, в том числе Анну Шкляеву, согнали на палубу, чтобы погрузить их на японское судно. Но радист успел дать телеграмму с просьбой о помощи. Неожиданно из морских глубин поднялись две советских подводных лодки, вид которых привёл в замешательство «захватчиков» и они быстро ретировались. А рыболовецкое судно под грозным эскортом подлодок было сопровождено в бухту Находки. «И это тоже эпизоды из моей большой и долгой биографии, которые я хорошо помню», – философски уточняет Анна Степановна.

Моцион на балконе

Приехали Шкляевы и на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината. После этой стройки остались в городе, где Анна Степановна на заводе, который возводила, проработала многие годы слесарем шестого разряда в цехе железнодорожного транспорта. Трудовой стаж составил ровно половину её жизни.

Сегодня у неё, бывшей учительницы и железнодорожницы, трое внуков, шестеро правнуков и один праправнук. Спускаться с 9 этажа трёхкомнатной квартиры ей сейчас тяжело. И потому свой «воздушный моцион» она принимает на лоджии, где цветут и зреют посаженные дочкой Натальей цветы и помидоры. Анна Степановна и сама всю жизнь любила повозиться на дачных грядках, вырастить что-нибудь полезное. В день юбилея бабушка Аня, как зовут её внуки, с радостью встретилась и с представителями совета ветеранов ЕВРАЗа, которые приходят чествовать её, начиная с девяностолетнего юбилея. Попеть совместно песни. И каждый раз с удивлением отмечают: «Анна Степановна, ну, вы с годами совершенно не меняетесь!» На что она лишь с лёгкой грустинкой улыбается.


Просмотров статьи: 725