Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Онкологическая служба Кузбасса: в борьбе за человеческие жизни

// Автор: Беседовала Елена Смольникова
// Фото: Мария КОРЯГА

Как известно, в рамках реформы здравоохранения Кузбасса Новокузнецкий онкодиспансер в начале этого года вошёл в структуру Областного клинического онкологического диспансера. Каковы первые итоги объединения, что уже изменилось и что ещё поменяется в организации и качестве медицинской помощи? Об этом мы поговорили с главным врачом Областного клинического онкологического диспансера Виктором Луценко.

 – Виктор Анатольевич, Вы возглавили онкологическую службу Кузбасса не в самый простой для неё период. Какой Вы видите главную задачу на ближайшую и более отдалённую перспективу?
– Главная задача – сохранение жизней кузбассовцев. Её выполнению должен послужить специально разработанный национальный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» на 2018-2024 годы.
Цель нацпроекта, а значит и всей онкологической службы, – снизить смертность от онкологических заболеваний, повысить их раннюю выявляемость, увеличить охват населения профилактическими медосмотрами. К сожалению, в Кемеровской области ситуация по онкологии сложилась очень непростая, причем по югу Кузбасса смертность выше, чем в целом по региону. Так, если в среднем по Кузбассу она составляет 239 человек на 100 тысяч населения, то по югу – более 250 человек на 100 тысяч населения, в Кемерово – 220.
Такие цифры обусловлены, как правило, поздним выявлением заболеваний, нехваткой профессиональных кадров, а также зачастую неэффективным использованием диагностического оборудования. Наша задача – за шесть лет реализации программы снизить заболеваемость хотя бы до 200 человек на 100 тысяч населения. А целевой показатель, к которому мы должны стремиться, –189 человек на 100 тысяч населения.


 – В чём же причина более высокой заболеваемости на юге Кузбасса? Здесь неблагоприятная экологическая ситуация?
– Я бы не стал говорить про экологию, потому что это фактор значимый, но не определяющий. Загрязнённый воздух далеко не на всех действует одинаково, не у всех вызывает онкологические заболевания. Долгожители есть и в Кемерове, и в Новокузнецке, и в других территориях. Существует опредёленная генетическая предрасположенность к развитию рака и она как раз при наличии экологически неблагоприятной среды запускает механизм канцерогенеза.


 – Как Вы считаете, по прошествии определённого времени, решение о централизации, или, как её ещё называют, «вертикализации» медучреждений оправдало себя?
– Безусловно, оправдало. Программа по борьбе с онкозаболеваниями распространяется на весь кузбасский регион, и чтобы её реализовать, вся специализированная помощь области должна быть централизованной. Это прекрасно понимает руководство области, в том числе заместитель Губернатора по здравоохранению Елена Ивановна Малышева. Это её идея – объединить специализированные медицинские учреждения под единым руководством. Специализированная служба тогда работает везде одинаково хорошо, когда представляет собой единое целое, а специалисты-онкологи напрямую подчиняются головному профильному учреждению в регионе. Только в этом случае повышается эффективность онкологической службы, появляется стратегическое видение ситуации.


 – Кемеровский и Новокузнецкий диспансеры сильно отличаются друг от друга? Нужно ли их приводить к общему знаменателю?
 – Традиционно в одном городе используются одни схемы лечения, в другом – другие. Что лучше, что хуже – не могу сказать. В Кемерове на сегодняшний день более мощный диспансер и коечный фонд, поликлиника в два раза больше, чем в Новокузнецке, имеется серьёзная радиотерапевтическая служба – два линейных ускорителя, большое количество другой аппаратуры для лучевой терапии. Опыт и результаты лечения по каким-то направлениям лучше.
В Новокузнецке же мощная торакальная и абдоминальная хирургия. Причём, если сюда приобретается эндовидеохирургическая стойка для урологии, то в Кемерове она нам пока не нужна. Потому что в Новокузнецке есть специалисты, которые занимаются эндовидеохирургическими вмешательствами, например, при раке предстательной железы у мужчин, а в Кемерове пока мы к этому не подошли. Но в перспективе, конечно же, будем стремиться к единому стандарту и в Кемерове, и в Новокузнецке для максимального увеличения доступности специализированной медицинской помощи.

 – Программа по борьбе с онкологическими заболеваниями подразумевает, кроме всего прочего, модернизацию оборудования онкодиспансеров. Что делается в этом направлении?
 – И Кемерово, и Новокузнецк сегодня обеспечиваются необходимой техникой. В общей сложности в 2019 году по региональному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Кемеровский и Новокузнецкий диспансеры в общей сложности поступит 115 единиц оборудования на общую сумму 458 миллионов рублей. Из них более 70 единиц предназначается Кемерову и почти 40 – Новокузнецку.
В онкодиспансеры уже сегодня поступает наркозно-дыхательное, эндоскопическое и эндовидеохирургическое оборудование, плазменные стерилизаторы, операционные столы, осветители, аппаратура для лучевой терапии, передвижные маммографы, анализаторы кислотно-щелочного состояния, позволяющие оперативно исследовать жизненно важные показатели пациента и многое другое.
Вся программа рассчитана на шесть лет, в общей сложности около двух миллиардов рублей будет вложено в модернизацию онкологической службы Кузбасса.
Нужно сказать, что в таком объёме онкологические медучреждения никогда не оснащались. Было частичное обновление оборудования в 2011-2012 годах, но оно имело гораздо меньший масштаб. Сейчас же происходит беспрецедентное в истории онкологической службы Кузбасса перевооружение.

– Вы планируете внедрять какие-то новые технологии, новые схемы лечения в процессе модернизации?
– В своей практике мы уже используем самые современные технологии лечения. Например, такие как лучевая терапия с использованием электронных ускорителей, брахитерапия, фотодинамическая терапия, таргетная/иммунная терапия. Каждая опухоль подразумевает поэтапный, индивидуальный подход к лечению.
Что же касается новых схем лечения... Всё очень быстро меняется в нашей сфере. Если в прошлом году мы использовали около 300 схем, то в этом году их уже больше 600, а к началу следующего года мы сможем говорить уже о 900 схемах лекарственного противоопухолевого лечения.
Кроме того, объём финансирования на лекарственное обеспечение в этом году увеличен вдвое и составляет более одного миллиарда двухсот миллионов рублей, что уже позволило увеличить число пролеченных пациентов на 40 процентов.


– Сейчас на слуху такие нашумевшие новации в онкологии как гамма-нож или ПЭТ-технология. Что вы о них думаете?
– Гамма-нож – это узконаправленная методика. В Кузбассе фиксируются единичные случаи, при которых требуется подобное лечение. Даже локализуясь в Москве, данная аппаратура не загружается в полном объёме. То же самое касается и ПЭТ – технологии (позитронно-эмиссионная томография). Очень небольшое количество пациентов нуждается в такой аппаратуре. Она не позволяет ставить диагноз и нужна лишь в том случае, если мы подозреваем либо метастазы при уже выявленном раке, либо при подозрении на наличие рака, когда все другие методы визуализации не помогают. Но это лишь первый этап диагностики. Главным же на сегодня является гистологическая верификация опухоли. Именно она является основанием к назначению строго специфичного и максимально эффективного лечения. А ПЭТ-исследование в широком смысле позволяет лишь выявить зоны повышенного метаболизма в теле человека.
Тем не менее, некоторыми пациентами при недостатке информации и ПЭТ-технология, и гамма-нож воспринимаются как некая панацея, особенно при листании страниц интернета. Они не учитывают, что в сети размещается зачастую маркетинговая информация, направленная лишь на повышение спроса той или иной технологии.


– Новокузнецкий диспансер в скором времени расширит свои площади за счёт присоединения к нему корпуса бывшего медицинского информационно-аналитического центра. Что будет представлять собой обновлённый онкодиспансер по окончании ремонта? Решит ли новое здание проблему нехватки площадей?
– Дополнительный корпус нам жизненно необходим, ведь пациентов становится всё больше. Многочисленные проверки, в том числе и прокурорские, нам регулярно выносят предписания о том, что в диспансере катастрофически не хватает места. Сегодня в одном помещении у нас располагаются поликлиника, дневной и круглосуточный стационары, операционный блок и реанимация. Понятно, что в небольшом четырёхэтажном здании расположить все это рационально и комфортно для пациентов Новокузнецка и близлежащих территорий невозможно. Поэтому было принято решение – корпус медицинского информационно-аналитического центра передать онкодиспансеру. На ремонт было выделено около 300 миллионов рублей, и в феврале текущего года началась реконструкция здания. Надеемся, что к концу года мы получим качественно новую поликлинику, где на трёх этажах расположатся диагностические службы и кабинеты приёмов врачей-онкологов. Кроме того, мы наконец-то сможем рассредоточить коечный фонд в необходимом пространстве. Надеюсь, что уже в следующем году поликлиника заработает, принимать она будет порядка трёхсот человек в день.


– Традиционной проблемой для многих медицинских учреждений является дефицит медперсонала. Как у Вас с этим обстоит дело?
 – По поводу кадров – да, их действительно не хватает. Но, тем не менее, мы ведём работу в этом направлении, привлекаем специалистов, как можем. Вот сегодня только трёх человек приняли на работу – двух врачей и медицинскую сестру. Зарплата хорошая, работа интересная, перспективная.


Просмотров статьи: 1219