Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Улица Грибоедова

Газета «Новокузнецк», выпуск №28 (1025)  //  Рубрика: Безопасные и качественные автомобильные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке третий год подряд реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За два предыдущих периода в городе было отремонтировано 190 км автодорог, установлено и модернизировано 18 светофоров, обустроено три островка безопасности. В общей сложности на проведение работ потрачено порядка трёх миллиардов рублей, на которые было благоустроено более 100 объектов улично-дорожной сети. В итоге доля городских дорог в нормативном состоянии выросла с 37 до 67 процентов.

В этом году на реализацию проекта в нашем городе из федерального, областного и муниципального бюджетов направлено 1,17 миллиарда рублей. В общей сложности запланировано отремонтировать почти 28 километров дорог Новокузнецка. В список объектов вошли, прежде всего, дорожные участки – лидеры народного голосования «Выбери дороги для ремонта» в каждом районе. Видимо, тот, кто дал название улице в Кузнецком районе в честь Александра Грибоедова, был либо очень увлечён его знаменитой комедией «Горе от ума», в которой есть такие строки: «Служить бы рад… Прислуживаться – тошно!», либо сполна отдал дань его таланту быть прекрасным русским дипломатом, радеющим за интересы России. По крайней мере, такая «литературная улица» в нашем городе есть, и дорога на ней сейчас преображается в лучшую сторону.

Александр Грибоедов – русский дипломат, писатель, поэт, драматург, пианист и композитор – стал известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума», написанной в 1824 году, которую до сих пор часто ставят в театрах России. Настолько она злободневна! Эта постановка имела большой успех как у современников, так и у потомков и послужила источником многочисленных крылатых фраз. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Рассказывают, что однажды актёр и драматург Пётр Каратыгин восхитился разносторонностью Грибоедова: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал Вам талантов: Вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!». На что тот ответил с улыбкой: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего». Впрочем, он всегда был скромен, а его достижения в разных областях, действительно, впечатляли. Писал прекрасные стихи и пьесы. В планах было много произведений, среди которых исследователи его творчества особенно выделяют трагедии о Владимире Великом и Владимире Мономахе. По их словам, Грибоедов обладал не меньшим драматургическим потенциалом, чем Шекспир. Кроме того, он был отличным музыкантом, восхищая публику своей не просто техничной – поистине артистической игрой. Не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. К сожалению, он не записывал свои музыкальные композиции. И сегодня нам известны всего два его вальса. Хотя их было гораздо больше. Как любой образованный русский дворянин ХIХ века, Грибоедов в совершенстве знал французский. Однако помимо языка Вольтера и Мольера, он в совершенстве владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Знание языков привело к тому, что Александр Сергеевич получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарём посольства в Персии. В период персидской компании имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие. К сожалению, к его мудрым словам вовремя не прислушались. Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Здесь его держала и идея помощи осуждённым декабристам, с которыми он дружил. Для помощи им Александр Грибоедов использовал своё влияние на «официальные лица», а также дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словами участия, которые очень много значили для ссыльных.

Более того, Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины ХIХ века – Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826-1828 гг.. Согласно договору, Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли. В 1829 году Александр Грибоедов погиб от рук мусульманских фанатиков, напавших на российское посольство в Тегеране.

Улица Грибоедова прилегает к Саду Алюминщиков, в котором 13 лет назад возвели часовню Успения Божией Матери. Воздвигли ее в память об усопших и похороненных на Кузнецком кладбище, которое располагалось на месте Сада Алюминщиков до 1937 года.

Здесь нашли свой покой добропорядочные горожане, поселенцы, купцы, а также многие известные в Кузнецке люди. Среди них Иван Семёнович Конюхов, купец третьей гильдии, автор «Кузнецкой летописи»; Степан Егорович Попов, купец, глава города, меценат; Александр Иванович Исаев, первый муж Марии Дмитриевны Исаевой, впоследствии ставшей женой Фёдора Михайловича Достоевского. В годы Гражданской войны здесь хоронили невинно убиенных кузнечан. На старинном кладбище действовала Успенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой длилось с 1807 по 1837 год на средства мещан Дарьи Хабаровой и Феофана Ананьина. Она относилась к приходу Спасо-Преображенского собора и была третьим каменным храмом в Кузнецке.

В 1937 году Успенская церковь была разрушена, кладбище закрыто. Место для нового определили на горе. А квартал в зоне погоста вошёл в проект застройки Кузнецкого района. Традиция разбивать парки на территории старых кладбищ тогда, в 30-х годах прошлого столетия, была характерна для многих городов России. В 1939 году городским советом было принято решение создать здесь зону отдыха и сад, который был закреплён за построенным в начале 40-х годов алюминиевым заводом. Но ещё долго на месте старого кладбища, превращённого в зону развлечений, находили могильные камни и памятники…


Просмотров статьи: 693