Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Элегия» как дань памяти

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Об этой молодой супружеской паре художников – Никите Ключникове и Елены Зерфус – говорят так: «Они творчески плодовиты и плодотворны». Не успели провести выставку в Новокузнецкой художественной школе, где они в своё время учились, как на днях открылась новая, очередная их совместная экспозиция. На этот раз в художественном музее. Не случайно названа она «Элегией» – лирическим произведением с печальным настроением. Посвящено мероприятие их любимому учителю, что преподавала им секреты и таинства мастерства – искусствоведу Ларисы Даниловой. Лариса Георгиевна не дожила до открытия выставки своих любимых учеников всего лишь день. Известный в городе специалист умерла от тяжёлой болезни.

Открытие экспозиции из-за этого печального события откладывать не стали. Да и сама Лариса Георгиевна этого бы не пожелала. Ведь для неё главным девизом всей жизни, по словам её коллег – сотрудников художественного музея, были слова: «Главное и прежде всего – искусство».

Лариса Георгиевна была учителем и для Ладиславы Авдеевой, научного сотрудника музея, куратора выставки молодых художников. И у нее нашлось, что сказать о своём преподавателе. Ларису Данилову называли ведущим научным сотрудником первого в области художественного музея. Она курировала многие экспозиции, как городские, региональные, так и групповые, персональные. Изобразительному искусству Новокузнецка посвятила тридцать лет творческой и научной деятельности. За это время она стала одним из ведущих искусствоведов в Кузбассе, известным в Сибирском регионе специалистом. Она популяризировала работы кузбасских художников в публикациях, различных изданиях, выступлениях, став участником около сорока научно-практических конференций, автором более ста работ, в том числе изданий каталогов и монографических альбомов по искусству Новокузнецка. Так, в 2009 году Лариса Данилова подготовила к изданию фундаментальный каталог «Искусство новокузнецких художников в собрании музея». Труды художников были популярны ещё и благодаря её энергии и личному обаянию. Она стала создателем постоянной экспозиции, автором многих успешных проектов. Стояла у истоков нескольких музейных коллекций, в том числе икон. На протяжении нескольких десятилетий курировала в учреждении раздел Сибирского искусства. Сфера её научных интересов включала в себя изучение вопросов истории градостроительства Новокузнецка, скульптуры, живописи, графики. Уроки Ларисы Даниловой, её мнение, советы и наставления были очень важны и для молодых городских художников, в том числе для Никиты Ключникова и Елены Зерфус, авторов новой экспозиции. Долгое время с ними рядом был человек, преподаватель и наставник – искусствовед, которая вырастила первые поколения новокузнецких выпускников колледжа искусств и сделала очень многое для творческих людей южной столицы Кузбасса. Никите и Елене посчастливилось быть её учениками. И потому и свою выставку из 52 картин они посвятили её памяти.

Кроме того, название, которое выбрали молодые художники для своей выставки – «Элегия» – отражает эмоциональный характер размышлений авторов о природе, о человеке в ней и о его истории, о современности, о душевных переживаниях. Под произведения были предоставлены два музейных зала. Но молодая пара не стала разделять свои работы. Они были развешаны совместно, «одним ярким сплавом». Представлены ансамблем, а не сами по себе. Елена и Никита вместе окончили Новокузнецкий колледж искусств, выучившись в первой группе, набранной известным в городе художником Игорем Бессоновым. Затем прошла совместная учёба в Красноярском Государственном художественном институте. Елена получила специальность станкового графика, Никита – станкового живописца.

– Неторопливый, насыщенный сдержанными и осознанными эмоциями повествовательный язык молодых авторов знаком новокузнецкому зрителю. Он фактически формируется на наших глазах. Возвращение авторов в Новокузнецк естественным образом выразилось в расширении и изменении материала, которым они владеют и в котором выражаются. Этим материалом стали икона и станковое письмо. И сегодня именно классический для последних столетий материал – холст и масло – несёт вечные и вечно повторяющиеся идеи и образы, воспринятые и прочувствованные семейной парой художников, – комментирует творчество Ключникова и Зерфус куратор выставки Ладислава Авдеева.

Большую часть произведений представляют портреты. Среди них: «Гармонист», «Портрет шахтёра», «Виолончелист», «Полина с бабушкой», «Автопортрет в красном»…Одни лица задумчивые, другие – с лукавыми искорками в глазах, третьи – с тревожным, печальным взглядом. Выставлена и серия этюдов, сделанных во время путешествия по Италии. Писали их на картоне, поскольку в дальнюю дорогу холст не возьмёшь. С оливковыми рощами и морем – из Греции. Есть и из ближнего Кузедеева – с тем же настроением, что и виды жаркой Греции. «Ночь», «Туман», «Летний вечер» – работы красочного разноцветного настроения. «Итальянские поля» по колориту напоминают «Ильинские поля». И чем в жаркий полдень наша Ильинка не Италия? Немало картин на темы мифологии.

 – Художники, если брать шире, размышляют о роли и месте человека в мироздании. Архетипические образы и образы мифологии, используемые живописцами, направляют зрителя к тем временам, откуда берут корни современные философия и искусство, к греческим платоновским людям и деревьям «вообще». В каждом частном сюжете, в каждой незначительной детали картин Елены и Никиты чувствуется дыхание вечно присутствующих во всём многообразии привычных первообразов, – поясняет Ладислава Авдеева мифологическую философию картин. И то, что эти работы были написаны супругами, тоже ощущается в творчестве этих двоих. Разные портреты, разные картины, разные темы и предметы… Но всё это пронизано одним чувством – любовью к жизни и искусству. Как и учила молодых их строгий и любящий учитель Лариса Данилова.


Просмотров статьи: 803