Улица Автотранспортная
В Новокузнецке третий год подряд продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За два предыдущих периода в городе было отремонтировано 190 км автодорог, установлено и модернизировано 18 светофоров, обустроено три островка безопасности. В общей сложности на проведение работ потрачено порядка трёх миллиардов рублей, на которые отремонтировано более 100 объектов улично-дорожной сети. В итоге доля городских дорог в нормативном состоянии выросла с 37 до 67 процентов.
В этом году на реализацию проекта в нашем городе направлено 1,17 млрд рублей. В том числе 586,6 миллиона рублей – средства федерального бюджета. Оставшуюся часть в равных долях по 293,4 миллиона софинансируют областной и муниципальный бюджеты. В общей сложности в текущем году запланировано отремонтировать почти 28 километров дорог Новокузнецка. В список объектов ремонта вошли, прежде всего, дорожные участки – лидеры народного голосования «Выбери дороги для ремонта» в каждом районе города.
Название улицы Автотранспортной, расположенной в Заводском районе, обусловлено высокой интенсивностью транспортного потока на этом дорожном направлении. Как известно, стимулом к бурному развитию общественного городского транспорта послужило ускоренное промышленное и жилищное строительство в середине ХХ века. Сегодня в Новокузнецке присутствуют практически все виды транспорта для пассажирских перевозок – автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, электричка.
Интересное историческое исследование провел Пётр Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея. В одном из своих эссе он задался вопросом появления в Кузнецке первого автомобиля. Историк приводит записи известного краеведа Владимира Девятиярова и воспоминания Леонида Лоншакова, бывшего жителя деревни Бедарёвой. Старожил рассказал о том, как примерно в 1918 году в их деревню впервые на автомобиле приехал инженер Михаил Курако, чтобы переправиться через реку Томь на пароме. И этот эпизод стал сенсацией для селян. «Увидев автомобиль, некоторые кричали: «Смотрите, телега едет без лошади!» И, как нарочно, ещё до подъезда к парому, в самой деревне машина застряла посреди глубокой лужи. Курако попросил мужиков принести верёвки, которыми зацепили машину и вытянули из грязи. Поблагодарив мужиков и переехав на пароме на другой берег реки, Курако щедро вознаградил деньгами моего деда, о чём тот всем рассказывал и хвалил прославленного доменщика», – записал со слов старожила краевед Девятияров.
Доменщик Михаил Курако, будучи в то время руководителем Южной группы акционерного общества «Копикуз», тогда впервые приехал в Кузнецк. Здесь тогда в районе современных Осинников находилась штаб-квартира по руководству и проектированию нового металлургического завода. И «Копикуз» выделил Михаилу Константиновичу специальный автомобиль с личным шофёром. Хотя Курако и отличался в быту большой скромностью, но, видимо, интерес и любовь к технике у прославленного металлурга оказались сильнее.
Следующий этап в развитии городского автомобильного транспорта был связан с деятельностью «Тельбесбюро», созданного в 1926 году для проведения изыскательских и проектных работ по строительству теперь уже Кузнецкого металлургического комбината. До поры до времени изыскатели обходились гужевым транспортом. Однако осенью 1927 года им выделили деньги на легковой автомобиль «Додж». Покупать его, а также пятитонный грузовик поехал в Новосибирск Борис Молчанов, руководитель Кузнецкого отделения «Тельбесбюро». Он потом вспоминал, какие мытарства пришлось испытать, доставляя по бездорожью новую технику. «Достаточно сказать, что под тяжестью пятитонника обвалились мосты в ближайших кузнецких деревнях – Араличево и Бессоново», – сетует Молчанов.
Наиболее бурное развитие автомобильного и, главным образом, грузового парка началось в эпоху Кузнецкстроя. В своём исследовании Пётр Лизогуб описал и первый в городе автобус АМОФ-15, который представлял собой переделанный в средство доставки пассажиров грузовик с самыми минимальными удобствами и весьма непрезентабельного вида. Кузнецкстроевцы прозвали эти автобусы «ходячими гробами». Но даже такого транспорта в Сталинске было крайне недостаточно. Население Сталинска в 180 тысяч человек в 1932 году обслуживали всего три приспособленных под перевозку грузовика. Бегали они довольно резво, сумев перевезти за год более 380 тысяч пассажиров.
А первые настоящие автобусы Совнарком СССР выделил городу в 1934 году. «Запсибавтогужтресту» предназначались два автомобиля ЗиС-8 для организации загородного автобусного сообщения по маршруту Старый Кузнецк – Сталинск. Эти автобусы были выпущены на базе легендарного зиловского трёхтонника, хорошо проявившего себя на фронтах Великой Отечественной. Однако краевое начальство не спешило отправлять их городу, ссылаясь на то, что трассу Старый Кузнецк – Сталинск пересекает река Томь. А поскольку нет моста, то и автобусное сообщение «осуществляться не может». И всё же новые модели автобусов в городе появились. Развивали они вполне приличную скорость (до 50 км в час), что однажды, 27 сентября 1935 года, привело к аварии со смертельным исходом для одного из пассажиров. Виновного водителя в трёхдневный срок судили. Авария же послужила поводом по увеличению штата наружных постовых милиционеров.
Есть в документах и такие цифры: весь автопарк Сталинска в ноябре 1933 года состоял из 390 машин, львиную долю которых составляли грузовики. Легковые использовались исключительно как служебные. Продажа «легковушек» населению под предлогом того, что это «предмет буржуазного общества», на протяжении всего довоенного времени не производилась. И в личной собственности у горожан автомобилей не было. «Предмет роскоши» можно было получить только в качестве награды за ударный труд. Одним из первых автовладельцев Сталинска стал Яков Кроник, который в 1933 году был заместителем самого Сергея Франкфурта на КМК, а до этого возглавлял строительство Соцгорода.
На улице Автотранспортной, 51, расположена выставочная компания «Кузбасская ярмарка», которая действует на территории Кузбасса с 1992 года. Специализируется она на организации международных выставок-ярмарок, форумов, бизнес-визитов кузбасских специалистов на российские и зарубежные выставки. Среди её зарубежных партнёров – известные в Германии, а также в других странах предприятия. Поскольку основу экономики Кузбасса составляет угольная отрасль, то главенствуют на выставке технологии горных разработок «Уголь России и Майнинг». По технологиям подземной добычи угля «Кузбасская ярмарка» признана «выставкой номер один» в мире. С 2004 года она проходит под Знаком Всемирной ассоциации выставочной индустрии. А в июле прошлого года генеральный директор компании Владимир Табачников удостоен звания «Почётный гражданин города Новокузнецка».
Просмотров статьи: 869