Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На чаше весов

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Имя Евгения Гришковца в каком-то особом представлении не нуждается – любителям театра он известен уже давно и очень хорошо. Отношения с Новокузнецком у известного драматурга, режиссёра и писателя сложились непростые: кто-то вспомнит его успешные ранние спектакли на сцене новокузнецкого театра-студии «Фаэтон», кто-то – многолетнюю размолвку с городом. Но, как бы то ни было, Новокузнецк вновь увидел Евгения Гришковца на сцене, причём с очень интересным проектом – 10 февраля в драмтеатре с большим успехом прошла премьера спектакля «Весы».

Проект действительно можно считать уникальным. Дело в том, что спектакль репетировался сразу для двух театров – кемеровского и новокузнецкого. Наши артисты отправились в областной центр, где и репетировали поочередно с коллегами из Кемеровского областного театра. Такого в России еще не делал никто! И теперь спектакль можно будет увидеть на двух крупнейших кузбасских сценах, что само по себе довольно символично.

О чём рассказывает нам эта «ночь в одном действии»? Четверо мужчин в приёмном покое роддома ждут новостей, волнуются, немного выпивают и много разговаривают. О чем? Ну о чём можно говорить в такой момент в таком месте? О детях, о выборе имени для ребенка, о знаках зодиака, о таком диковинном для большинства явлении, как партнёрские роды, а в конечном счёте – о семье, о жизни, о судьбе…

Обычная ситуация, которая разворачивается в обычных декорациях, – стулья, кулер, медицинский плакат на стене, какое-то растение в кадке. И герои тоже – вполне обычные люди: рабочие-строители, преподаватель вуза, следователь. Казалось бы, разные и в обыденной своей жизни вряд ли бы встретившиеся друг с другом, но приёмный покой роддома способен объединить и гораздо более далёких друг от друга людей. Возраст героев тоже вряд ли случаен. Перед нами как будто три разных стадии отношения к таинству родов. Следователь Артём только готовится вступить в «клуб отцов», он ещё очень теоретически и даже «по-философски» относится к рождению и судьбе своего будущего ребёнка и много рассуждает о важности этого момента. Строитель Алексей ждёт уже третьего, поэтому воспринимает событие проще, но всё же страшно переживает: очень хочет сына и одновременно боится этого – ведь дома жена и две дочки, а что делать с мальчиком – он пока даже не представляет. «Профессор» Игорь, в отличие от остальных, волнуется не за жену – он уже прошёл предыдущие этапы, а теперь рожает его дочь, что не менее тяжело и волнительно для него.

Всем им с лёгкостью веришь и узнаешь в них собственный опыт, собственные чувства. В этом, конечно, большая заслуга и автора пьесы, и самих актёров, каждый из которых очень удачно попал в роль. Отлично сыграли все: и Андрей Жилин (Артём), и Анатолий Смирнов (Игорь), и Игорь Омельченко (Эдуард, друг Алексея), и Андрей Ковзель (Алексей), но последние двое, по мнению зала, были особенно бесподобны и гораздо чаще срывали овации. Интересным режиссёрским решением было дать все три роли (медсестры, а также тёщи и мамы Артёма) одной актрисе, Татьяне Качаловой, которой удалось воплотить в себе своеобразный архетип женщины – любящей и заботливой, но в то же время строгой и принципиальной.

В пьесе очень много юмора, неожиданных и смешных сюжетных ходов. Большое оживление в зале вызвала «привязка» места действия к знакомым нам всем ориентирам: роддом на Сеченова, другой роддом похуже, автовокзал. Это сделало и без того близкую зрителям пьесу еще немного ближе.

Но все же перед нами не комедия. Перед нами своеобразные весы, на одной чаше которых юмор и забавные нелепицы, а на другой – серьёзные проблемы и даже страхи. И в этом, кажется, скрывается подспудный смысл названия, углубляющий другой, лежащий на поверхности и озвученный самими героями, – все дети, которые родятся в эту ночь, по знаку Зодиака будут Весами.

Оказывается, что балагур и весельчак Эдуард когда-то давно потерял маленького сына, из-за чего рухнула вся его прежняя жизнь, а в новой одного ребёнка ему более чем достаточно с его тревогами. Самый молодой из героев, Артём, по роду своей деятельности так хорошо узнал изнанку жизни, что очень боится, как этот жестокий мир примет его сына. Казалось бы, самый спокойный и опытный из всех Игорь потерял взаимопонимание с выросшей дочерью и не смог ей помочь, уберечь от жестокого и неизвестного ему мужчины и теперь не знает – что будет с ними завтра. Даже внешне простоватый и грубоватый Алексей, у которого вроде бы всё лучше всех, тоже очень боится: у него две дочери, он очень желает сына, потому что «нужен наследник», нужен парень, который будет заботиться о женщинах, если «не дай бог что случится с отцом».

Так, за внешним юмором и некоторой комичностью ситуаций, в которые попадают герои, возникает более глубокий смысл пьесы: жизнь – это всегда две чаши весов, которые уравновешивают и не существуют друг без друга.

Перед спектаклем Евгений Гришковец сказал: «Мне очень хочется, чтобы этот спектакль полюбили, приняли и чтобы он жил долгой и счастливой жизнью». С очень высокой долей вероятности можно утверждать, что желание автора сбудется. «Весы», безусловно, удались, были очень тепло приняты публикой и наверняка станут для горожан одним из любимых спектаклей в Новокузнецком драмтеатре.

Фото с сайта: nvkteatr.ru


Просмотров статьи: 1128