Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Два художника. И одна роковая встреча

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ
// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецком художественном музее открылась необычная межрегиональная выставка «Роковая встреча. Винсент Ван Гог и Поль Гоген». Совместный проект НХМ и московской компании «Артгит» представляет собой ретроспективу творчества знаменитых художников.

В экспозицию вошли около 80 работ в технике литографии и ксилографии, выпущенных в США с 1948 по 1952 год ограниченным тиражом. Она разместилась в зале, декорированном множеством солнечно-золотистых подсолнухов, которые так любили изображать на своих картинах и Винсент Ван Гог, и Поль Гоген. Выставка дает возможность зрителю ознакомиться с творчеством двух самобытных художников в разные периоды их жизни и понять, почему, как говорят искусствоведы, встреча Ван Гога и Гогена «могла закончиться лишь битвой титанов».

Интересна история их недолгого творческого союза. Дело в том, что Ван Гог всегда мечтал о создании некой коммуны художников, где его парижские товарищи могли бы обрести убежище, работать вместе, поддерживать друг друга в достижении общей цели. Эту идею он воплотил на окраине городка Арль, что на юге Франции, куда пригласил в числе прочих и Поля Гогена, с которым был давно знаком.

Вначале Гоген и Ван Гог хорошо ладили между собой, мирно обсуждая вопросы искусства и творчества. Но постепенно разница в темпераменте этих одаренных людей дала о себе знать. Как отметила Ладислава Авдеева, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея, несмотря на то, что оба художника прошли трудный путь к признанию и оба были пост-импрессионистами, абсолютно разный подход к творчеству очень быстро привел их к непримиримым противоречиям.

Чтобы посетители могли получить более полное представление о жизни и мировоззрении художников, на экспозиции представлены цитаты из писем Ван Гога и Гогена, а также их подробные биографии. Из них можно узнать, что Поль Гоген – автор исследовательского труда о таитянской культуре и мифах «Ноа-Ноа», мемуаров «Прежде и потом», критических статей. Ван Гог оставил после себя богатое эпистолярное наследие. В его письмах к брату Тео нашли отражение и его душевное смятение, и тонкость художественного восприятия: «Одиночество – достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы. До чего оно меня доведёт – этого сказать сейчас хоть сколько-нибудь определённо нельзя. Что же до меня, то мне приятнее находиться среди людей, которым даже неизвестно слово «одиночество», например среди крестьян, ткачей и так далее, чем в образованном обществе. Жизнь среди таких людей – большое счастье для меня».

Эту мысль он продолжает, работая над своей известной картиной «Едоки картофеля», также представленной на выставке: «В сущности, у меня одно желание – жить в деревенской глуши и писать деревенскую жизнь. Я чувствую, что могу найти себе здесь поле деятельности; таким образом, я тоже возьмусь за плуг и начну прокладывать свою борозду. Надеюсь, мне повезёт с картиной «Едоки картофеля». В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю. Таким образом, полотно говорит о тяжёлом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведём мы, цивилизованные люди».

Ван Гог писал вдохновенно и с неиссякаемой энергией, в отличие от Гогена, которому требовалось время для того, чтобы «разбудить» свою фантазию. А его преклонение перед талантом Гогена нередко заставляло последнего пересматривать в поисках ошибок технику письма. Это порой раздражало Поля и, несмотря на общее дело, ссоры становились всё более частыми. После одной из них Ван Гог набрасывается с ножом на коллегу по мастерской, и Гоген уезжает, не простившись с другом. Их совместная работа продлилась всего лишь два месяца – с октября по декабрь 1888 года.

«Столкновение Гогена и Ван Гога в эти недели было драматическим столкновением двух людей, которых разделяло практически всё. Будучи полярным в жизни и в искусстве, их творческий союз был обречён. Один (Поль Гоген) – жёсткий, упрямый, сознательный эстет с изысканным воображением, классик-варвар. Другой (Ван Гог) – не менее упрямый, но увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, сжигающий себя в творчестве, точно в пламени», – говорится в одной из биографических аннотаций к выставке.

Спустя некоторое время после роковой ссоры Ван Гог попадает в специализированную клинику в окрестностях Парижа, лечится у доктора Гаше, художника-любителя, и сам продолжает писать. Картины мастера, которого современные искусствоведы называют «последним истинно великим художником в истории своего времени, недосягаемым примером для других», наконец, получают благосклонные отзывы. Но в 1890 году жизнь Ван Гога обрывает трагический выстрел. Последними его словами стали: «Печаль будет длиться вечно»..

А Поль Гоген в апреле 1891 года после успешной продажи картин уезжает на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой. Именно здесь его талант обрёл удивительную мощь. Он создает свои самые прославленные полотна, изображающие свободных, прекрасных людей, живущих в единстве со щедрой природой. Однако болезни и безденежье окончательно подточили его силы: в 1903 году на одном из Маркизских островов Гоген умирает от сердечного приступа.

После смерти этих двух художников, всю жизнь страдавших от нищеты, одиночества и непонимания, их творческое наследие обрело, наконец, поистине всемирную известность и признание. Более ста лет спустя философия художников девятнадцатого века, сочные, жизнеутверждающие краски их полотен нашли живой отклик в сердцах миллионов ценителей их творчества. А новокузнечане могут ознакомиться с новой экспозицией НХМ до 24 февраля.


Просмотров статьи: 974