Улица Рудокопровая
В 2018 году в Новокузнецке в нормативное состояние были приведены более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – улица Рудокопровая.
О наличии железных руд и руд цветных металлов на территории нынешней Кемеровской области было известно значительно раньше, чем о залежах угля. В 1624 году кузнец Еремеев из Томска обнаружил месторождения салаирских руд, ставших впоследствии рудной базой Томского и Гурьевского железоделательных заводов. А в 1750 году были открыты магнетитовые руды Тельбесской группы железорудных месторождений.
Большой вклад в создание местной базы железной руды внёс выдающийся сибирский геолог, профессор Томского технологического института, впоследствии академик Михаил Антонович Усов. Он руководил работой геологов и горных инженеров, был научным консультантом по изучению геологии Кузбасса с 1917 по 1938 год. Вместе с тем, когда встал вопрос о строительстве рядом со старым Кузнецком, на Горбуновской площадке крупного металлургического комбината, разведанных запасов руды для него оказалось явно недостаточно. Такому комбинату требовалось много разнообразного сырья. Для производства чёрных металлов необходимы железная руда, кокс, кремний, доломит, марганец, известь, огнеупорные глины, вода и другие вспомогательные виды сырья. Для примера: только на выплавку одной тонны чугуна на современных металлургических заводах расходуется около 205 тонн топливно-сырьевых и водных ресурсов. Это 2,5-3 тонны сырой железной руды с содержанием в ней не менее 41-43 процентов металла, 1,4 тонны топлива, 200 тонн воды и различных добавок. Для выплавки одной тонны алюминия требуется около 2,5-3,5 тонн сырья (бокситов, уртитов, нефелинов или алунитов), свыше тонны известняка, около 7 тонн топлива и 1500 тонн воды. Как говорят специалисты, металлургическая промышленность является материалоёмкой отраслью. И при размещении металлургических предприятий этот фактор необходимо учитывать в первую очередь. «Нужно проектировать их так, чтобы затраты на перевозку сырья и топлива были минимальными», – записано в строительных документах.
При размещении предприятий металлургии в Кузбассе проектировщики учитывали тот факт, что в Кузбассе очень много высококачественного топлива. К тому же есть полноводная река Томь, через русло которой проходит 1234 кубических метра воды в секунду. Однако практически не были разведаны запасы железной руды, огнеупорных глин, доломитов и других видов вспомогательного сырья. Поэтому в первый период работы Кузнецкого металлургического комбината основной сырьевой базой считались уральские железорудные месторождения. Из Кузбасса на Урал везли коксующийся уголь, а после разгрузки вагонов их заполняли рудой, которую поставляли на КМК. И хотя расстояние между Кузбассом и Уралом составляет около двух тысяч километров, тем не менее, по словам специалистов, такой «маятник» перевозки угля и железных руд был экономически выгоден.
Ко времени строительства КМК в Горной Шории уже были известны несколько небольших месторождений железных руд: Тельбесское, Одрабашское, Темиртауское и группа Сухаринских месторождений. Общие запасы по ним определялись в 20-25 миллионов тонн. Самым крупным из них было Темиртауское – 17,2 миллиона тонн. В Сталинске хорошо понимали, что на такой сырьевой базе КМК работать не сможет, да и урало-кузнецкий «маятник» не может действовать бесконечно. Это неоднократно подтверждал и главный инженер строительства Иван Павлович Бардин. Кузнецкому металлургическому комбинату нужна была собственная надёжная сырьевая база.
Чтобы «придать новые темпы геологоразведочному делу и обеспечить заблаговременную подготовку минерального сырья», весной 1931 года было организовано около двадцати (!) геофизических и геолого-поисковых партий. Геологи разъехались по всей территории Западной и Восточной Сибири. Перед ними была поставлена задача: в самые сжатые сроки не только выявить, но и передать промышленности месторождения железных руд и других полезных ископаемых. Так началась огромная, не прекращающаяся и по сей день работа по созданию местной сырьевой базы для предприятий.
Появление многочисленных геологоразведочных отрядов на территории Горной Шории вызвало огромный интерес местного населения. Жители деревень и посёлков охотно оказывали помощь геологам, сообщая об известных им выходах руд на поверхность. Научно-исследовательские и геологоразведочные работы, проводимые здесь, привели к открытию целого ряда крупных месторождений на территории не только Кемеровской области, но и прилегающих к ней Алтайского и Красноярского краёв, а также Томской области. Их изучение продолжается до сих пор. Учёные и геологи утверждают, что в сибирских недрах хранятся запасы железных руд, которых достаточно для работы Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов в течение более тысячи лет.
Просмотров статьи: 1277