Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Трамвай Надежды

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Трамваем сегодня никого не удивишь. Но 85 лет назад запущенный в Сталинске (Новокузнецке) трамвай произвёл настоящий фурор. Четырехкилометровый маршрут №1, соединивший Кузнецкий металлургический комбинат и район ДОЗ, был построен всего за четыре месяца. Он стал первым в Сибири и вторым за Уралом. «Не успели. Чуть-чуть бы пораньше запустили, и мы стали бы первыми и за Уралом, опередив Владивосток», – прозвучало на торжественном мероприятии, устроенном в честь юбилейной даты.

Торжество, на которое были приглашены ветераны-трамвайщики и работники горэлектротранспорта, началось у диспетчерской КМК на Строителей, 4, с театрализованного представления по сценарию запуска первого трамвая 30 ноября 1933 года – с митингом, лозунгами и перекличкой ветеранов. Затем ветеранов усадили в празднично разукрашенный вагон, в котором они отправились в муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие на Лазо, 25. Перед рейсом молодому водителю Надежде Ивановской, как представительнице настоящего и будущего поколения трамвайщиков, вручили... кирпичи. Дело в том, что раньше вагоновожатые во время морозов согревались от горячих кирпичей, для которых даже устанавливались специальные жаровни на остановках. Кроме того, водителям выдавали и скребки, чтобы они соскребали со стекол изморозь. А для некоторых пассажиров поездка была захватывающим приключением: прокатиться с ветерком на подножке, ухватившись за поручни, считалось верхом шика у любителей экстрима.

По ходу маршрута на ветеранов нахлынули воспоминания: «Девчата, а помните тот самый первый трамвай! Он ещё и в пятьдесят лет был на полном ходу. Его восстанавливали Иваны – Казанцев и Дерябин. Жаль, что потом эту нашу трамвайную реликвию отдали «для истории» в Кемерово», – посетовали Любовь Андреевна Шерстюк и Майя Ивановна Чернухина.

– Работала я на всех маршрутах. Их тогда в городе насчитывалось множество. Даже в Сосновку ходили, когда там ещё озеро было. Самым тяжёлым и беспокойным считался «четвёртый» маршрут. Потом меня наставником молодых водителей назначили. Сегодня мои ученики водят трамваи даже в Москве и Петербурге. Здесь же, в трамвайном депо, и со своим мужем Александром Лаврентьевичем познакомилась. Так вместе все эти годы и трудились: он ремонтировал вагоны, а я их водила. Очень любили свою работу! – рассказывает Любовь Шерстюк.

На территории депо №1 ветераны предприятия возложили цветы к памятнику землякам-трамвайщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Затем в актовом зале перед торжественным собранием вновь прошёл театрализованный митинг. Выступающие говорили не только о трудовом подвиге кузнецкстроевцев, благодаря которым «железный конь в полную силу встал на рельсы», но и о современном состоянии этого востребованного вида транспорта. Сегодня новокузнецкий трамвай – это более 100 вагонов, 3 депо, 7 маршрутов, 90 километров путей и более тысячи сотрудников, из которых 70 процентов составляют женщины. «Так что у нас особая специфика труда!» – резюмировал очередной оратор. Ежегодно услугами городского электрического транспорта пользуются 24 миллиона горожан. На следующий год будет увеличен бюджет, выделенный для развития трамвайного движения в городе. 114 миллионов рублей планируется потратить на новую технику.

С праздником виновников торжества поздравили Глава города Сергей Кузнецов, заместитель начальника Департамента транспорта и связи Администрации Кемеровской области Юрий Стоцкий, начальник УТиС Николай Гаврилов и другие.

– Сегодня новокузнецкий трамвай находится на пороге нового витка своего развития. У горэлектротранспорта впереди глобальное обновление. Тем более с таким работниками. Я знаю, что трамвайщики душу отдадут за свои трамваи! В течение пяти лет нам предстоит построить новую сеть и запустить новые машины. Я был в Москве и видел, как эта новая техника, выпускаемая в Тверской области и в Питере, работает. 600 трамваев уже поставлены в столицу. За их поставки бьются и другие города. Трамвай в Новокузнецке должен стать основной частью транспортного движения. Мы решили наладить поездки на трамвае и в Новоильинский район. Губернатор поддержал нашу идею, – отметил Сергей Кузнецов.

Отличившиеся работники Муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия были награждены благодарственными письмами Главы города и начальника УТиС. Для гостей юбилея в депо №1 прошёл праздничный концерт.


Просмотров статьи: 1017