Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Пленэр: пленительное лето

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В начале учебного года школьники пишут традиционные сочинения на тему: «Как я провёл лето». А для учащихся художественных школ своеобразным творческим отчётом по итогам каникул стала выставка под названием «Пленэр», недавно открывшаяся в Детской картинной галерее. Свои наброски и рисунки – всего 230 произведений – представили 122 юных автора из пяти детских школ искусств города.

Пленэр – событие всегда очень значимое и для педагогов, и для учеников. Это неотъемлемая часть обучения юных художников. Его программа позволяет им закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение года в аудитории. Выезды на природу – это возможность погрузиться в художественное творчество, не отвлекаясь на учебный процесс в общеобразовательной школе, поработать с интересной натурой, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

По словам Екатерины Яшиной, начальника отдела дополнительного образования управления культуры города, в задачи юных художников входило создание натурных этюдов, набросков, зарисовок и, конечно же, накопление визуального опыта для дальнейшей учебной и творческой деятельности.

– Этот пленэр – 18-й по счёту, в котором участвуют воспитанники художественных отделений школ искусств города. Отправляясь в близкие и далёкие творческие путешествия в поисках новых впечатлений, ребята стараются уловить особую выразительность живого мира. На природе они находят свежие колористические решения, создают неожиданные композиции, учатся работать с освещением. Выезжаем в наиболее экологически чистые, ещё сохранившие свою первозданность места Кузбасса, а также за рубеж. В этом году, к примеру, многим посчастливилось побывать в Грузии. А некоторые за время пленэров объехали почти всю Европу, – прокомментировала итоги летнего творческого сезона Наталья Храбрая, преподаватель ДШИ №58.

Работать на пленэре намного сложнее, чем в мастерской. Погода может испортиться в любой момент, ветер сдувает художественные принадлежности, насекомые мешают, да и солнце довольно быстро движется по небосклону, кардинально меняя освещение. Из-за того, что приходится рисовать быстро, зачастую во время выезда художники создают лишь этюды и зарисовки, а не полноценные картины.

– Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать вид и нарисовать всё дома. Но любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, и выглядят плоско. А задача мастера – создать ощущение пространства, передать настроение в пейзаже, – подчеркнула Наталья Шлиханова, заместитель директора по внеклассной работе ДШИ № 58. И юным художникам, похоже, это удается.

– Мы проводили свои пленэры не только на улицах Новокузнецка, но и за городом. Побывали этим летом на пляже «Черёмушки». Погода стояла просто замечательная: тёплая и в то же время переменчивая. Можно было наблюдать и отображать все её нюансы. Никто нам не мешал. Люди интересовались, подходили, разглядывали наши работы. Многие хвалили. Всем нравились пейзажи. Мы изображали речные виды. Их тоже сегодня можно увидеть на выставке, – говорит четырнадцатилетняя Ульяна Селиванова, учащаяся ДШИ №1.

– А мне очень понравились пленэры в Салаире. Какая там природа! Мы рисовали деревенские пейзажи и архитектуру. Наиболее удачно у меня получились отражения домов и деревьев в воде, – поделился своими впечатлениями Артём Волненко, учащийся этой же школы.

Настроение природы, шелест листвы, шум дождя, как известно, можно передать не только на полотнах, но и в музыке. Поэтому на вернисаж были приглашены юные артисты музыкального отделения ДШИ №58 Мария Жукова и Андрей Чермянин, которые исполнили произведения, вполне соответствующие духу выставки. А лучший совет всем участникам пленэров, как прошедшего, так и будущих, еще в XIX веке дал один из самых известных в мире художников-пейзажистов Исаак Левитан: «Природу копировать не надо. Но надо прочувствовать её суть и освободить от случайностей».

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ. Расцвет пленэрной живописи в России конца ХIХ – начала ХХ веков связан с именами таких великих художников, как Василий Поленов, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь. Однако одним из самых ярких русских художников, создавших пейзаж, в котором образ природы одухотворён человеческими чувствами и размышлениями, был Исаак Левитан. Ещё студентами Московского училища живописи, ваяния и зодчества Исаак Ильич и его друзья-однокурсники выезжали ранней весной в парк Сокольники: писать этюды пробуждающейся природы. Сколько творческой радости испытывали художники после этих поездок! Студенческие работы Левитана были по достоинству оценены современниками. Например, известный пейзаж «Осенний день. Сокольники» был приобретён русским купцом, меценатом Павлом Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения». Никто другой в русской пейзажной живописи не умел передать через изображение природы всю полноту человеческих эмоций – от умиротворения и радости до скорби и тревоги. Понятия «левитановский пейзаж», «левитановская осень» давно вошли в нашу жизнь, став синонимами красоты русской природы, символами России. Недаром на выставке пленэра в Детской картинной галерее прозвучало и такое высказывание художника, как нельзя более подходящее к её теме: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».


Просмотров статьи: 755