Подземный мир артефактов
В галерее «2 Суворова» открылась выставка под названием «Нижний уровень». На ней представлены 23 графические работы Ильи Храброго и 13 скульптур Андрея Богданова, молодых новокузнецких художников.
Экспозиция – продолжение большого проекта. Первая его часть, под названием «Продукт на экспорт», прошла в городе шесть лет назад. Тогда авторы поставили перед собой задачу – художественно осмыслить пространство Кузбасса: выразительность его рельефов, грандиозную мощь заводов, шахт, разрезов, техническую эстетику промышленных конструкций. Сходили на завод, спустились в шахту «Юбилейная», чтобы увидеть подземный мир, этот «нижний уровень», своими глазами. А затем представили тему главного продукта Кузбасса – угля и металла – в стиле художественного эпического повествования.
Илья Храбрый давно работает над образом промышленного Кузбасса. Он одним из первых среди молодых художников города обратился к этой теме. Когда-то вплотную занялся тематикой, посвящённой 50-летию Западно-Сибирского металлургического комбината, создавал серию графики о шахтёрском труде. «В последнее время я стараюсь переосмыслить индустриальную тему. Заводы и старые шахты воспринимаю в своём творчестве как арт-объекты. Они мне сегодня чем-то напоминают готические соборы. Эти старые шахтовые и заводские конструкции для меня ритмически интересны. Когда-нибудь в современном исполнении всё будет упорядочено, спрятано в пластик и под землю… И этих ритмов не станет. Они исчезнут навсегда. А пока их надо успеть запечатлеть», – говорил Илья Храбрый когда-то в одном из своих интервью нашей газете. И это графическое отображение «подземных арт-объектов» нашло продолжение и в настоящей выставке, открывшейся в галерее.
– Во время «сталкерской вылазки» в шахту «Юбилейная», под землю, к горнякам, перед новокузнецкими художниками предстал угольный ландшафт с вертикалями конструкций, лабиринтами, бегущими ручейками, звуками, воздушными потоками и огоньками ламп. Образ шахты, ранее окутанный ореолом загадочности и таинственности, открылся им сакральной стороной бытия шахтёров, действий механизмов, контрастами и внутренними конфликтами мира живого и мира техногенного. Таким образом, художники отдали дань уважения поколениям трудового Кузбасса, – прокомментировала на открытии главную задумку проекта искусствовед Татьяна Высоцкая. Расшифровала она для посетителей и название экспозиции «Нижний уровень». Метафора в названии взята из представления индейских шаманов о модели мироустройства: средний мир (земной), нижний (подземный) и верхний (небесный), и все три пронизаны «единым мировым древом». Новокузнецкие мастера в своём ощущении «нижнего мира» передали грандиозность и даже космичность подземных выработок. «Художники осмыслили спуск в шахту как путешествие на другую планету, где шахтёры – это космонавты, которые спускаются в нижний космос. Здесь они и первооткрыватели, и археологи, находящие артефакты и окаменевшие останки древних животных», – прозвучало на открытии.
Более того, Илья Храбрый в графических листах передал вибрацию земли, шумы, таинственное мерцание света, стремительное движение подземных машин. И в то же время обыденность шахтёрского обеденного перекуса с взятыми из дома бесхитростными забутовками. Андрей Богданов специально для проекта создал скульптурную серию «Артефакты неизвестного назначения», где механические объекты словно смешаны с органическими. То есть окаменелости становятся живыми, а разные инструменты-ключи – пульсирующими механизмами.
– В этом проекте мы совместно работали в одном направлении, над одной темой в течение полутора месяцев. Постарались, чтобы всё смотрелось цельно и выразительно в этом одновременно и реальном, и мифическом шахтёрском мире, увиденном и созданном нами, – подчеркнул в своём ответном слове на открытии выставки Илья Храбрый. Андрей Богданов продолжил мысль своего коллеги: «Я специально для этого проекта создал необычные керамические скульптуры, ассоциирующиеся с шаманскими символами. И даже придумал для этого историю с артефактами неизвестного назначения. Согласно ей в шахте на многометровой глубине горняки нашли что-то «этакое», таинственное и незнакомое. И теперь ломают головы: каково предназначение всех этих «штук», таких вот глубинных артефактов?» – пояснил художник, взявший на себя, образно говоря, роль археолога. Глядя на предметы малой скульптуры, гадают теперь и посетители: что же за объекты добыли под землёй эти молодые, не лишённые фантазии художники?
Просмотров статьи: 1201