Уроки «ZOO-логии»
В эти дождливые сентябрьские дни почти у каждого в голове засела мысль: до чего же не хочется прощаться с летом! А городские художники и не думают расставаться с этой лёгкой и яркой порой. И потому устроили некую экспозицию воспоминаний под названием «ZOO-логия» – изящную, по-летнему красочную и необычную. На выставке, открывшейся в Доме творческих Союзов, они представили то, что зачастую остаётся в мастерских, – картины, изображающие животный мир во всём его многообразии.
В экспозицию вошли произведения профессиональных мастеров, членов Союза художников России, выполненные в самых разных техниках: живопись, графика, малоформатная скульптура. Главные герои – звери, птицы, рыбы, вымышленные и настоящие, домашние и дикие, со своими характерами и эмоциями. Недаром считается, что доброе отношение к животным – это самый главный и важный индикатор человечности. Именно это проявление во всех его ипостасях нашло отражение в экспозиции, в которой около 20 художников представили более 40 произведений.
– Часто, принимая работы художников к очередной экспозиции, выставкому приходилось отставлять в сторону изображения кошек и собак, других домашних питомцев. Нередко с раздражением: «Ну, что это художник замыкается в какой-то узкой тематике! Рисует портреты каких-то котиков, когда вокруг такое разнообразие мира». Мы было решили запретить вообще приносить такие работы перед выставками на просмотр. Но когда я поделился своими соображениями по этому поводу с художником Сергеем Шаталовым, он меня не поддержал. Наоборот, предложил: «А давай сделаем выставку по зоологии. Ведь наверняка у каждого художника в загашнике есть картины с изображениями животных. Думается, будет очень интересно!» Так и родилась эта удивительная экспозиция», – рассказал о предыстории выставки на её открытии Александр Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России.
Действительно, надежды выставкома оправдались. Было и интересно, и трогательно, и весело обозревать «усатых и полосатых» персонажей «ZOO-логии».
При просмотре этих работ возникают самые разные эмоции и ощущения. Щемящее чувство одиночества вызывают портреты брошенных кошек и собак, которых постоянно изображает Татьяна Никулина. Они никого не оставляют равнодушными. Творчество Татьяны – своего рода социальный протест против жестокости человеческой натуры. Приручить, а потом бросить на произвол судьбы живую, уже привязавшуюся, а значит до невозможности преданную хозяину душу! Эта же тема получила более глубокое и многогранное осмысление в работе художницы «После войны». Пёс, верный сторож, сидит у дверей дома, который пуст: сюда уже никто не вернётся. Война разорила этот дом, унесла жизни его обитателей, а потому и сторожить некого и нечего.
Совсем другое впечатление остаётся от работ Елены Башариной. Она пишет портреты своих домашних любимцев. Где-то плутоватых, где-то – философски спокойных, где-то жизнерадостных и наивных… Но непременно довольных своим бытием, ухоженных, живущих рядом с любимой хозяйкой.
Нельзя без улыбки смотреть на работы Галины Назаровой. Её забавные кошачьи персонажи, которых она юмористически изобразила в технике горячего батика и бязи, – настоящие циркачи и актёры («Охота», «Закружило голову шальную»). «Это я запечатлела нашу кошку. Она такая непоседа и шалунья! Что-нибудь да отчебучит», – говорит художница. Крылато, вдохновенно и изящно пишет своих персонажей Александра Янковская. Названия картин говорят сами за себя: «Птица», «Бабочка», «Птица «Нелепость». Всё воздушно и невесомо. Кажется, вот-вот всё это красочное великолепие вспорхнёт и улетит с полотна. А в произведении из кожи и пластика Алевтины Архиповской («Конта-кт», серия «Цивилизация») мирно уживаются и соприкасаются рыбы, олени, птицы, лисы и зайцы. В полном согласии с законами единой мировой гармонии между водой, землёй и небом.
Александр Архиповский представил серию графики и картины с отменным налётом юмора и иронии. Изображенные им животные приобрели человеческие черты: увалень-медведь, равнодушная ко всему рыба, нахмуренный и подозрительный гриф… Любопытна работа под названием «Криворогая корова», на которой внизу кратко изложена история её создания. В 2007 году, во время областного пленэра в Горной Шории, Александр Архиповский услышал рассказ местной жительницы Ирины Октябрьской. Житель одного из шорских сёл утверждал, что его криворогая корова даёт молока больше, чем другие бурёнки из сельского стада. Причем секрет высоких надоев – в её кривых рогах. Художник, иронизируя над этим фактом, сообщил, что якобы вышло постановление для всех владельцев подворий, где чёрным по белому написано: в целях повышения «производства молочных продуктов» каждому следует непременно вывести породу криворогих коров.
Серию вымышленных животных и эскизы к росписям представил Александр Суслов. Вадим Спесивцев замахнулся на произведения сразу в двух техниках – живописи и малоформатной скульптуры. А бредущие верблюды из «Каравана» Николая Ротко настолько высоки и тонконоги, что и впрямь напоминают армаду кораблей, плывущих по желтому морю пустыни. И кажется, что над ними на одной из рей вот-вот взметнётся пиратский флаг.
Представлены на выставке и работы молодых художников: Ярославы Хмель и Екатерины Чепис. У Ярославы – гармоничные, умиротворённые («Серёжкин зоопарк» (роспись в детской комнате частного дома)). У Екатерины – наполненные энергией и силой («Боевой олень»). А также многие другие произведения, в которых мировосприятие художника становится ближе и понятней зрителю именно через отношение к животным как части большого и удивительного мира, зримо существующего рядом с нами.
Просмотров статьи: 860