Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Помимо традиционных видов транспорта, Новокузнецк и юг Кузбасса в целом славен и, так сказать, экзотическими.

Транспортная экзотика

Первый и единственный в мире углепровод Белово – Новосибирск протянулся в 1970-е годы на 262 километров от шахты «Инская» в Белове до ТЭЦ-5 в Новосибирске. По нему горючая смесь, состоящая на 62% из угля, на 37% из воды и на 1% из пластификатора, поступала в количестве до 14 000 тонн в месяц, причём не давала при сгорании золы и шлака. Ныне углепровод закрыт.

Самый длинный в Кузбассе кислородный трубопровод введён 14 июня 1989 года между Запсибом и КМК. Он протянулся на 23 километра.

По части надземного подвесного транспорта, канатных дорог Кузбассу есть что сказать. Среди 400 канатных дорог России (108 в городах и курортах в европейской части страны и 49 – в азиатской) есть несколько наших.

Первый в Кузбассе проект канатной дороги был принят в мае 1915 года, но, увы, не у нас, а у села Щеглово. Как говорилось в отчёте «Копикуза», у села Щеглово в расстоянии 955 саженей от правого берега реки Томи, к северу была заложена шахта «Центральная», каковая открывает запас месторождения к разработке в течение 30 лет при ежегодной добыче не менее 20 миллионов пудов. В дальнейшем намечалось сделать на «Центральной» силовое оборудование «исключительно электрическим» от электростанции коксовых печей левого берега Томи. «Для доставки угля от шахты на левый берег для коксовых печей и отправки по железной дороге будет установлена подвесная канатная дорога». Зато первая в Кузбассе многокилометровая канатная дорога была построена уже на юге Кузбасса – в 1930 году от Тельбеса до Мундыбаша. По ней пошла руда на аглофабрику.

Самая длинная в Кузбассе канатная дорога связала в 1932 году рудник Темиртау с железнодорожной станцией Ахпун.

Самая длинная ныне эксплуатируемая канатная дорога связывает месторождение цемента с Яшкинским цемзаводом и тянется на несколько километров вдоль автодороги Яшкино–Кемерово, постепенно снижаясь сообразно рельефу местности.

Конечно, им не сравниться с самой длинной в мире 96-километровой дорогой в Швеции, по которой доставлялась железная руда из Лапландии на берег Ботнического залива (её участок длиной 13,2 километра переделан в самую длинную в мире пассажирскую дорогу).

Единственная в Кузбассе канатная дорога для туристов длиной около километра так и не была достроена в Кемерове, через Томь. В начале 1980-х построили здания посадки-высадки в городском саду, на обзорной площадке на вершине горы с сосновым бором и даже одну из опор соорудили на берегу реки, но в конце 1980-х стройку забросили, и в начале 2000-х проржавевшую опору снесли. Многократно предлагали канатку и для Новокузнецка, но проект так и остался в мечтах.

Зато небывалое развитие получили канатные дороги для горнолыжников – подъёмники.

Больше всего подъёмников, разумеется, в Шерегеше – популярном горнолыжном курорте России. Их 18 – бугельные, кресельные, три гондольных и бугельно-кресельные.

Первая в Кузбассе гондольная канатная дорога с промежуточными станциями открылась в Шерегеше в 2017 году, протяжённостью 1 250 метров. Подъёмник выполняет две функции: доставляет лыжников с автопарковки сектора А и перевозит их на пологую часть склона горы Зелёной. Первая часть – подбрасывающая канатная дорога (700 метров), посадочная станция которой расположена на большой стоянке на 1 000 мест недалеко от горнолыжной трассы Скайвей. В секторе А расположена промежуточная станция, где пассажиры могут сойти с подъёмника, а могут продолжить движение дальше. Верхняя станция разместится в средней части склона на горе Зелёной, там, где начинается протяжённый пологий выкат, популярный у тех, кто только осваивает горные лыжи и сноуборд.

Самая длинная в Кузбассе гондольная канатная дорога – в Шерегеше, протяжённостью 3 200 метров. И носит она неказистое название «Сектор Е».

Для сравнения: на горнолыжном курорте Танай на горе Слизун Салаирского кряжа с высотой горы 471 метр действует четырёхместный фуникулёр пропускной способностью 1 797 человек в час и скоростью 2,6 метра в секунду. На курорте Горная Саланга, что в Кузнецком Алатау близ границы с Красноярским краем, подъём на склоны осуществляется двумя основными бугельными подъёмниками (Т-образные подвески Doppelmayr, Австрия) – поочерёдно или одновременно.

Первые в Кузбассе аэроконьки испытал 5 марта 1958 года учащийся механического отделения Сталинского стройтехникума Всеволод Пятов. Их он создал совместно с сокурсником Николаем Степанковым. Двигатель на базе велосипедного моторчика «Д-4», деревянный винт диаметром метр и бак с запасом бензина на три часа – всё это весом 13 кг крепилось на спине как рюкзак. Цепной редуктор повышал обороты до 1 390 в минуту и конькобежец, вернее, конькодвижец развивал скорость до 50 километров в час. Кто не верит, почитайте в газету «Кузнецкий рабочий» от 05.03.1958.

Первая в Кузбассе перепись велосипедов была проведена 8 июня 1937 года в Сталинске. «Большевистская сталь» сообщила, что в городе насчитывается 1 500 велосипедов. Опять же кто не верит, смотрите «Большевистскую сталь» за 08.06.1937.

2 июля 1962 года «Кузнецкий рабочий» опубликовал статью ТАСС «Монорельсовая дорога к Запсибу» – транспорт на пневмошинах со скоростью 150–300 километров в час пообещало новокузнечанам правительство. Тогда был проект построить жилой район для работников Запсиба не рядом с трубами, а у Соснового бора, что у села Сосновка. За 56 лет монорельс в Сосновку так и не запустили, а вот трамвай – закрыли.


Просмотров статьи: 1258