Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Музей для ветерана

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Едва ли у кого в городе найдётся квартира, в которую ученики школ приходят как в музей. У Анатолия Николаевича Козерука, который на днях отметил 90-летний юбилей, именно такой домашний музей. В него превращена его однокомнатная квартира.

В Новокузнецке, а именно в Редаково, труженик тыла Анатолий Николаевич Козерук прожил 75 лет. Сюда в 1928 году, из Алтайского края переехали его родители вместе со старшим братом Михаилом. Затем к ним перебралось и остальное семейство: Анатолий с братом Юрием и тремя сёстрами. Десять человек жили в маленькой «засыпушке» по принципу «в тесноте да не в обиде». Такое житьё-бытьё было тогда привычным для многих многодетных алтайских, да и не только, семей, осевших в Сталинске. На фронт в годы Великой Отечественной войны старший брат Михаил, который в семье служил для всех примером, уходил с Кузнецкого металлургического комбината. «Вскоре первым же эшелоном уезжал от стен Москвы. Всю войну прошёл без царапин. Такой был везучий! И только в Берлине, 2 мая, его ранило. Но остался жив», – рассказывает Анатолий Николаевич. В декабре 1941 года взяли на фронт и среднего брата Юрия, тоже работавшего на КМК. Он погиб летом под деревней Нижневерейка Орловской области («27 дней они, защищая подступы к важному рубежу, не выходили из боя!»).

Когда началась Великая Отечественная война, самому младшему из братьев, Анатолию, было 13 лет. Выживать большому семейству стало трудно. И тогда вместе с матерью и сёстрами вновь было решено возвратиться на хлебный Алтай, где, считалось, легче было прокормиться. «Работали в поле на уборке хлебов даже дети, начиная с шестилетнего возраста. Сегодня в такое трудно поверить. Но это было!» – вспоминает Анатолий Николаевич. Однако три года спустя, когда Анатолий подрос, семья решила вновь переехать в Сталинск. «Шли в Кузбасс зимой пешком семь дней, через поля и леса, с котомками в руках», – вспонимает Анатолий Николаевич. Пришёл черёд и ему тогда идти на завод, вместо своих ушедших на фронт старших братьев. Анатолий так и заявил в приёмной комиссии КМК: «Хочу заменить своих братьев! Продолжить династию металлургов!» «Ну, что же, хоть и мал золотник, да для нашего завода будешь дорог», – решили в приёмной комиссии и направили учиться на слесаря в ремесленное училище №7, которое готовило рабочие кадры для комбината.

Юный «ремесленник» пришёл в цех, где взрослые точили снаряды для фронта, а молодому пополнению приходилось подносить им тяжёлые болванки. «На мне было такое длиннополое деревенское пальто. Так вот, я заверну болванку в полу, чтобы легче было удержать, и несу почти бегом к станку», – рассказывает Анатолий Николаевич. Затем он работал в цехе товаров народного потребления, где клепали формы для хлеба. «Очень хотелось стать настоящим металлургом!» – говорит он. Поэтому и перешёл работать разливщиком стали. Поначалу, признаётся, испугался этой заводской мощи – вокруг всё гремело, грохотало, полыхало огнём. В шуме не слышно было голосов. «В ход шли жесты. При наполняемости ковша размахивали руками. Дескать, достаточно. Потом уже настало время дистанционного управления, и взмахи руками отошли в прошлое», – рассказывает ветеран завода.

Пришлось Анатолию Николаевичу поработать и в цехе, где в годы войны выплавляли броневую сталь. Оттуда и ушёл на пенсию. За годы работы довелось и в огне погореть (вспыхнул кислородный шланг, и огонь перекинулся на него), и с верхотуры падать – от чего, покалечив ногу, и получил инвалидность. Прихрамывает по сей день.

Там же, на КМК, он познакомился со своей любимой Машенькой, Марией Ивановной, с которой дружно, душа в душу прожили почти 60 лет. Воспитали супруги-заводчане двоих детей – сына Николая и дочь Антонину, троих внуков и семерых правнуков.

В домашнем музее Анатолия Козерука все экспонаты, включая фотоснимки, посвящены разливке стали. «Смотрите: даже макет прокатного стана имеется!» – с гордостью проводит для нас экскурсию 90-летний юбиляр. На стенах висят большие художественные фотографии, которые отражают его заводскую «огневую» молодость. Не потому ли среди этих свидетельств былых трудовых свершений, среди этих воспоминаний Анатолия Николаевича и годы не берут? Он по-прежнему бодр и энергичен. Всем своим видом доказывает, что и в 90 лет года – не беда! А только лишь напоминание о зрелости возраста.


Просмотров статьи: 1017