Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На пересечении эпох

// Автор: Юлия Ким

Треугольник сквера, оформившегося в начале 1970-х годов на пересечении проспекта Октябрьского и улицы Кирова и увенчанного монументальной композицией, посвящённой 50-летию образования СССР, сегодня приобрёл завершённый вид. Спустя 45 лет после открытия памятника дружбе народов, которое состоялось 30 декабря 1972 года, площадь вокруг него превратилась в полноценное место отдыха горожан в центре Новокузнецка, носящее имя выдающегося архитектора, во многом определившего лицо современного города. О том, каким задумывался четыре десятилетия назад нынешний сквер имени А.И. Выпова, какое воплощение он получил и чем может продолжиться его история, читайте в нашем материале.

Живописец от архитектуры

1972 год. Это было время, когда развитие советской архитектуры определялось вышедшим в 1955 году постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Ушёл в небытие сталинский ампир, а вместе с ним дома-дворцы для номенклатурной верхушки, невиданные по размаху фантазии архитекторов и масштабам расходования финансовых средств на их возведение. Масштабы строительства перешли в иное «измерение»: индустриализация требовала массового жилья, и началась застройка районов крупными массивами. На смену индивидуальному строительству пришло типовое жильё. Простые, экономные архитектурные решения были необходимостью, а значит, и жёстким требованием «сверху». Доходило до того, что проект каждого здания – а они все были, конечно же, типовыми – необходимо было отдельно защищать в Москве. Реформы в строительстве, помимо насущной необходимости следовать условиям научно-технической революции, носили и политический характер, но какая бы ни была подоплёка происходивших изменений и перехода к новой советской архитектуре, заключался он, говоря проще, в формуле «от дворцов – к коробкам». Формуле, воплощением которой стали рязановские «улицы Строителей» – безликие и однообразные.

«Это, конечно, тёмная страница в истории нашей страны, когда про архитектуру просто забыли. С другой стороны, только таким путём, через возведение типовых «хрущёвок», мы получили массовое жильё. В душе ни один архитектор не был с происходящим обезличиванием согласен, и борьба за отстаивание архитектуры, поиск новых решений были предопределены», – рассказывает Виктор Магель, заслуженный архитектор России, профессор кафедры архитектуры СибГИУ.

В 1951 году в Сталинске был утверждён новый генплан, который намечал для города, включавшего тогда, по сути, лишь центральные улицы и Старокузнецк, большие перспективы – были запроектированы его новые районы, и генеральный план получил среди местных архитекторов имя «Проект большого Сталинска». Документ определял градостроительство до 1975 года. В это время, в 1956 году, в Сталинск и приезжает Александр Выпов, уроженец города Камышина Волгоградской области, участник Великой Отечественной войны, выпускник одного из лучших и самых авторитетных учебных заведений страны в области искусства – академии художеств в Ленинграде (ныне это институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина). В 1965 году Александр Иванович Выпов становится главным архитектором города, и всё строительство, что ведётся в 1960-1980-е в городе, проходит под его началом. За те 19 лет, когда Выпов руководил градостроительной отраслью в Сталинске-Новокузнецке, спроектированы здания драматического театра, цирка, гостиницы «Новокузнецкая», дома быта, универсама и универмага, кинотеатра «Сибирь» – и это лишь наиболее крупные здания, объекты соцкультбыта. Разработка Новоильинского района и Новобайдаевского микрорайона, ансамбль зданий по улице Кирова – это наследие, которое оставил новокузнечанам главный архитектор Выпов.

«В 1975 году был разработан новый генплан, и Александр Иванович принимал в этой работе активное участие, тем более что занимались разработкой местные проектировщики – «Кузбассгражданпроект» – под научно-методологическим руководством московского «Гипрогора». Александр Иванович этот генплан пропустил через себя. Причём этот документ был на большую перспективу рассчитан. Он определил развитие города почти на четыре десятилетия вперёд, вплоть до сегодняшних дней», – отмечает Виктор Магель.

Александру Ивановичу Выпову в череде типовых разработок удавалось отстоять нетиповые и нетипичные элементы. Например, типовое здание новокузнецкого цирка получило кассовый зал в цокольном этаже.

«Слева и справа стоят зенитные фонари. Сейчас люди удивляются: что это за заколоченные железом треугольники, а тогда они освещали подземный вестибюль и кассовый зал – такое было оригинальное дополнение, которое наш типовой цирк от других отличает. И в этом тоже есть заслуга Александра Ивановича. Ведь когда маховик системы запущен и все мы привыкаем к жёстким требованиям, важно, чтобы кто-то поставил цель, сказал: «Несмотря ни на что, давайте придавать индивидуальные черты зданиям, создавать нетипичные проекты». Александр Иванович таким и был. Человек довольно мягкий, он умел принимать волевые и твёрдые решения», – рассказывает Виктор Магель.

Ко дню 50-летия образования СССР в городе был проведён конкурс на лучший проект памятного сооружения, посвящённого этому событию. Сталинску и позднее Новокузнецку очень повезло с сильной командой профессионалов от архитектуры – блестящий кадровый состав подобрался в нашем городе ещё в те годы. Имена прекрасных архитекторов, уже ушедших от нас и ныне здравствующих, благодаря которым мы живём в городе, имеющем свою неповторимую архитектуру, собственное лицо, можно перечислять долго. Тем не менее, именно проект Выпова стал лучшим и получил воплощение.

Красивейшая и крупнейшая монументальная композиция Новокузнецка состоит из 15 бетонных лепестков – по количеству республик в составе Союза. Внутри лепестков расположены гербы союзных республик. Памятник поражает масштабами. Диаметр его основания – 22 метра, бетонная окружность имеет диаметр 8 метров. Высота лепестков также 8 метров. В центре памятника располагается стела, на вершине которой размещён герб Советского Союза. Высота шпиля – 24 метра. Герб СССР выкован из алюминия новокузнецкими мастерами. Узнаваемый силуэт, идеальные пропорции, запоминающиеся элементы – всё это сделало монумент одним из символов Новокузнецка, его визитной карточкой.

«Очевидно, выбор места, где можно было разместить памятник, определился сам собой. К этому времени площадь уже начинала складываться. Был построен дом быта, гостиница, возводились три жилых дома по Кирова. Здание, где расположился магазин «Спортсмен», уже было возведено, был застроен и проспект Октябрьский. На месте, где сейчас расположен сквер, предполагалось возведение высотного здания – как вставки, расположенные между тремя пятиэтажками по Кирова, – но оно так и осталось незастроенным», – вспоминает Виктор Магель.

В конце жизни Александр Иванович Выпов обратился к изобразительному искусству – он с детства мечтал стать художником. В 2011 году, уже после его смерти, Новокузнецкий Горсовет принял решение присвоить имя Выпова скверу рядом с памятником дружбе народов – монументом, которое воплотило в архитектурном сооружении его взгляд живописца.

Гармония традиции и современности

Дать шанс скверу, который постепенно к нашему времени превратился в тихий, невзрачный уголок в центре города, заросший старыми накренившимися деревьями, обрести второе рождение стало возможным в этом году. Новокузнецк стал участником федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Софинансирование муниципальной программы из федерального и регионального бюджетов позволило выполнить благоустройство дворовых и общественных территорий. В выборе территорий для благоустройства важную роль сыграли жители Новокузнецка.

«Приоритетный проект по формированию комфортной городской среды начал работать в 2017 году, и в этом году уже видны реальные результаты. Для отбора самой посещаемой территории благоустройства по приоритетному проекту мы воспользовались всеми имеющимися инструментами взаимодействия с общественностью в городе. Провели анализ идей жителей, просмотрели архив предложений «Гражданских инициатив», обсудили элементы благоустройства на электронной площадке «Наш Новокузнецк», провели проектные семинары с профессиональными архитекторами, жителями, студентами высших и профессиональных образовательных учреждений. Результатом стало включение в реестр двух общественных территорий – сквера имени Выпова и пешеходной зоны по улице Кирова», – отмечает Вера Тен, руководитель проектной команды по развитию направления «Комфортная городская среда».

Проектное решение благоустройства сквера тоже прошло несколько этапов, в итоге была выбрана работа новокузнецкого архитектора Сергея Гришкина. В июне этого года она получила высокую профессиональную оценку на всероссийском уровне – на фестивале «Зодчество Восточной Сибири» была отмечена золотым дипломом в разделе «Проекты» в номинации «Ландшафтная архитектура».

Выполнить благоустройство предстояло на большом участке – 16 000 квадратных метров. Особенность этого пространства в том, что здесь исторически сложились две части – пешеходный путь возле памятника и собственно «парковое» место, примыкающее к жилым домам. Сохранить эту традицию и составить гармоничное продолжение задающего тон на этом пространстве монумента было одной из задач, поставленных перед архитектором.

Задачей для архитектора стало не только соблюдение принципа «не разрушь» – важно было создать современное, но перекликающееся и складывающееся в единую концепцию с советским памятником пространство. Пространство оживлённое, но уютное и тихое одновременно. Создать перекличку наследия прошлого и современных решений в проекте сквера удалось. Даже больше – город получил территорию, где в организации пространства использован европейский подход, во многом уникальную для соседних сибирских городов, и это архитектурное решение горожанам ещё предстоит принять и освоить.

«Считаю, что такого комфортного, благоустроенного рекреационного пространства как раз не хватало сегодня городу. Создать его именно в этом месте – оптимальное решение, поскольку такое направление сквера имени Александра Ивановича Выпова сложилось исторически. А высокая объективная оценка профессиональных архитекторов, полученная проектом на конкурсе, говорит сама за себя. Надеюсь, что и новокузнечане по достоинству оценят это обновлённое место отдыха», – заключает Дарья Мезенцева, главный архитектор города.

Вновь созданное пространство сквера пересекает множество дорожек с различным типом мощения. Это и транзитные пути, и места для неторопливых прогулок. Первые сосредоточены ближе к монументу, вторые – в глубине сквера. Его центр заполнен и различными видами парковых диванов – обычные со спинкой, двусторонние со спинкой, широкие без спинки, шезлонги с покатой спинкой и скамейки без спинки. Выстроенные в разных комбинациях, они формируют богатый силуэт. Камерность этой части сквера придают и поднятые газоны, выполненные из необычного материала – кортеновской стали, которая к весне естественным образом взамен серого обретёт оранжевый оттенок и бархатистую текстуру, а акцент создают малые архитектурные формы – бетонные блоки, украшенные мозаикой.

«Бетон – это прежде всего соблюдение преемственности, перекличка с монументом архитектора Выпова. Далее – бетон используется сегодня во всём мире как декоративный материал, для нас же это пока редкость. То же относится и к кортеновской стали. Хотелось попробовать внедрить эту практику в нашем городе», – рассказывает Сергей Гришкин.

Символизма, по словам автора проекта, в размещении 16 бетонных элементов нет. Материал – бетон – и его фактура, декоративная по своей сути, сами диктовали форму, которую он должен в итоге приобрести.

«Это попытка применить элементы параметрической архитектуры, когда форма выстраивается на основании алгоритмов компьютерного программирования, и каждый последующий элемент по заданному параметру отличается от предыдущего. Тем не менее, параметрической архитектурой в чистом виде это не является – в нашем случае использована, что называется, ручная работа, каждый эскиз создавался вручную», – отмечает Сергей Гришкин.

Некоторую символичность в этих фигурах увидела художник Александра Галыгина, автор мозаичных элементов. Она сравнила сочетание бетона и мозаики из смальты с брутальной архитектурой Сибири, которая защищает нас от природных катаклизмов и сурового климата.

«Зелёное» наполнение сквера обновилось практически полностью – сохранять старые деревья старались по максимуму, однако большая часть тополей и карагачей была аварийной и небезопасной для отдыхающих здесь. Новый облик сквера имени Выпова дополнят липы, декоративные кустарники, а клумбы вокруг бетонных элементов, по аналогии с мозаикой в них, станут отдельными композиционными решениями. Весной здесь высадят газоны – в европейском стиле, с фактурной жёсткой травой и разнообразными насаждениями, рисунок которых не будет повторяться. В сочетании с кортеновской сталью такая основа для цветников применяется на Западе и в европейской части России, Новокузнецк же станет в Сибири пионером по внедрению подобных ландшафтных решений.

Изменения коснулись и самого памятника – он был обновлён, центральная стела покрашена в тёмный цвет, за счёт чего появился дополнительный контраст, а также восстановлена подсветка. Масштабы монумента задают тон всему пространству сквера, позволяя ему оставаться в нём доминантой, а подсветка вытягивает вверх силуэт стелы.

В целом по стилю, колористике и применённым приёмам новый облик сквера получился по-европейски сдержанным, но при этом разнообразным по наполнению и располагающим к отдыху. Причём к отдыху эпизодическому, подчёркивает автор проекта.

«Считаю, что сегодня существует некоторый перекос в сторону событийных пространств – то есть пространства создают для того, чтобы в дальнейшем здесь можно было проводить праздники, другие массовые мероприятия. Благоустройство же ради самого благоустройства встречается реже, а это, на мой взгляд, важнее. Этот сквер в каком-то смысле – аналог двора, места, куда можно выйти и просто посидеть, только в масштабах города. Оно не претендует на то, чтобы стать центром притяжения горожан, и не насыщено функционально, а предназначено для того, чтобы, оказавшись в этой части города, ненадолго отдохнуть», – говорит Сергей Гришкин.

Основные работы в сквере завершились. Весной здесь выполнят озеленение, и горожане смогут любоваться новым красивым и уютным уголком Новокузнецка. Как бы то ни было, в Новокузнецке уже появился новый благоустроенный сквер, новое украшение на карте города. Станет ли он ещё одной визитной карточкой 400-летнего юбиляра, покажет время. А дальнейшая судьба сквера – чем он наполнится и какое место в жизни города займёт – будет зависеть от самих новокузнечан.


Просмотров статьи: 2037