Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 лет города: день за днём

// Автор: Вячеслав Паничкин

1710–1720 годы: Духар-Зайсан и Черен-Дондук злы, а Мессершмидт зело хорош.

В 1710 году Духар-Зайсан с четырьмя тысячами чёрных и белых калмыков (джунгар и телеутов) напал на подгородние кузнецкие деревни. В восьми деревнях было сожжено 94 двора и 2 часовни, уничтожены хлеба, угнано 266 лошадей, 839 голов крупного рогатого скота и 949 овец. Много людей было убито, взято в плен и обращено в рабство. Местная администрация оценила убытки в 8 070 рублей – годовой бюджет всего уезда!

В 1710 году, разорив восемь деревень близ Кузнецка, отступающий джунгарский отряд напал на Бикатунский гарнизон, состоящий из кузнецких казаков. Казаки вырвались из западни и ушли в Кузнецк, после чего джунгары сожгли пустой острог.

В 1710 году кузнецкого воеводу Осипа Родионовича Качанова на целых 17 лет сменил уездный комендант, назначенный уже не на два-три года во избежание злоупотреблений, а бессрочно.

11 ноября 1711 года родился первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук, выдающийся исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, который в 1734 году в составе экспедиции И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера изучал землю Кузнецкую. По поручению И.Г. Гмелина он вёл «Реестр деревням от Кузнецка вниз по Томи с указанием повёрстного расстояния между ними», а также «Дорожный журнал» (1734-1736 годы), которые содержат большое количество географических сведений. Обе эти работы опубликованы в 1996 году. Умер Степан Петрович 8 марта 1755 года.

В 1713 и 1714 годах кузнецкие казаки сорвали сбор алмана джунгарами.

В ответ на это в 1715 году в Кузнецком уезде появилось крупное войско родственников хана Черен-Дондука. Под угрозой нападения в Кузнецк была переброшена тысяча томских казаков, которые оставались здесь на боевом дежурстве до самой зимы, что и заставило Черен-Дондука повернуть вспять.

В 1715 году была сделана попытка заменить Кузнецкий уезд «долей», а во главе её поставить… налогового инспектора. За её основу брался податный округ, равный 5 536 тягловым дворам (фактически от 5 000 до 8 000). Каждую такую единицу вместо воеводы или коменданта возглавил бы налоговый инспектор-ландрат, соединяющий в себе всю полноту власти. Трудно сказать, что произошло бы с Кузнецким уездом, ведь в это время, по мнению историка Р.М. Кабо, использовавшего статистические материалы М. Клочкова, во всём Кузнецком уезде было лишь 674 русских податных двора – 2,1% от всей Западной Сибири. Пожалуй, само существование единицы под названием «Кузнецкий (-ая)» было бы под большим вопросом. Впрочем, чего гадать, замена подворной подати ещё более тяжёлой подушной в 1719 году прервала эту реформу.

В 1715 году на Томи воздвигается острог Мунгатский. Он был построен на левом берегу реки недалеко устья её притока речки Мунгата. Острог был крайним восточным форпостом, отражавшим продолжающиеся набеги кочевников. В 1734 году возле острога располагались деревни Лочинова, Банная, Крапивина, Баева, Спусковая, Нижняя и Березовка.

К 1717 году были основательно обновлены укрепления на Вознесенской горе. Вместо деревянных стен устроили земляные, вместо угловых башен – бастионы с валгангами для установки орудий. Вокруг цитадели выкопали ров. Внутри построили деревянную часовню. Здесь же некоторое время оставались три старые башни. Немудрено, что после возведения этой крепости неприятели-тюрки носа своего в Кузнецк уже не показывали.

В 1717 году была построена деревянная Вознесенская часовня в Кузнецкой крепости. Многое на крепости восстановили, а вот до часовни руки так и не дошли…

В 1718 году в канцелярию кузнецкого воеводы поступили первые заявки об открытии железных руд. Нашли их Степан Костылев да Фёдор Комаров. По указанию Петра Первого на места происшествий был направлен Д. Мессершмидт, положивший начало изучению Кузбасса.

В 1718 году отмечен столетний юбилей Кузнецка: Пётр I прислал кузнечанам расписанный изографом Яковом Лосевым трёхметровый крест и разделил кузнечан на две категории: по Регламенту Главного Магистрата одни горожане стали «регулярными», другие – «подлыми». Не повезло предкам шорцев: все ясачные люди (мужчины от 16 до 60 лет, кроме больных и увечных) в 1720-х годах были записаны в ясачные переписные и окладные книги, связаны круговой порукой.

В 1720 году было основано село Пашково в Яшкинском районе.

В 1721 году проведена первая ревизия Кузнецкого уезда. Было переписано 2 875 крестьян мужского пола. Много народу было «в укрывательстве в недостижимых для начальства углах» («Научные очерки Томского края», с. 24).

С марта по август 1721 года комплексная экспедиция под руководством доктора медицины Даниэля Готлиба Мессершмидта изучала землю Кузнецкую. В обязательства экспедиции входило: описание района, природы, населения, его обычаев, языка, болезней, памятников старины, также она должна была «собирать повсеместно все виды птиц, всех рыб, все растения, все почвы, руды, соли, археологические находки в местах захоронения, все документы и письмена и вообще все достопримечательности».

Мессершмидт-то и нашёл кузнецкий уголь, причём именно под Кузнецком, на территории современного Новокузнецка, в Абашево. Так что кузнецкий уголь был открыт в один год с донецким и за год до подмосковного. Но про «горелую гору» Мессершмидта мало кто знает – вместо академика и доктора наук свыше велено почитать полуграмотного крепостного (а значит, социально близкого) Михайлу Волкова. А секрет в том, что он открыл кузнецкий уголёк в «политически правильном» месте – в семи верстах выше Верхотомского острога у деревушек Кемерово и Щеглово. В 1957 году, в 50-летний юбилей Кемеровского рудника, здесь воздвигнут обелиск, а вскоре на одной из центральных площадей города пеpед КузПИ (ныне КузГТУ) – памятник Михайле. С тех пор он один из главных символов Кузбасса, а «наш» академик, хотя и нашёл уголь за полгода до Михайлы, остаётся не у дел.


Просмотров статьи: 944