Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 ЛЕТ ГОРОДУ: ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

// Автор: Вячеслав Паничкин

1610 – 1615 годы: первый Кузнецкий острог, который нами забыт.

1610-й

В 1610 году для сбора ясака с кузнецких татар послан из Томска был казачий атаман Иван Павлов только с 40 казаками команды. Павлову было наказано, чтобы он, прибыв по назначению, выбрал удобное место, укрепился в нём от нечаянного нападения, то есть поставил первый Кузнецкий острог, а уж потом послал по волостям людей для требования ясака и увещания, чтобы татары прислали в Томск аманатов. Но результат этой экспедиции был почти такой же, как у предшествующих: в феврале 1610 года Павлов возвратился в Томск с самым ничтожным ясаком, и хотя тюрки на него не нападали, однако ж не давали команде никаких съестных припасов, так что ей нужно было заботиться более о скорейшем возвращении назад, нежели об исполнении возложенного на нее поручения.

1611-й

В 1611 году новая попытка присоединить Кузнецкие волости к России успеха не имела. Зато казаки обнаружили свой острог вполне целым и вновь его использовали.

1612-й

В 1612 году среди покорённого населения наблюдалась «шатость и смута великая». Шли слухи, что «в Московском государстве царей уже не стало, а остались только бояре, что русские люди на Москве межь собой секутся». Этот момент показался наиболее удобным для восстания, так как он свидетельствовал, по их мнению, о слабости русских. Так писал А. Гневушев в книге «Сибирские города в смутное время», изданной в Киеве в 1912 году.

В 1612 году казаки опять прибыли в свой острог, но опять потерпели неудачу в сборе ясака.

1613-й

В 1613 году очередной поход казаков в острог в устье Кондобы, и вновь вернулись ни с чем. У тобольского воеводы князя Катырева-Ростовского не было лишних людей, а ватаге из полусотни томских казаков противостоять местным обитателям было трудно.

1614-й

В 1614 году киргизские военачальники сумели организовать набег на Томскую крепость и нанесли большой урон томским татарам и русским горожанам. Как же получилось, что шорцы-абинцы приняли участие в осаде Томска? Видимо, присягавшего России на верность князца Базаяка к тому времени уже не было в живых, по крайней мере, в документах после 1611 года его имя уже не упоминается. Впрочем, даже будь он жив, его могли принудить к выступлению кочевники.

В 1614 году после сокращения поступления пушнины с ясачного населения, томские воеводы поставили перед Сибирским Приказом вопрос о строительстве постоянного населённого укрепления в верхнем течении реки Томи, чтобы обеспечить регулярные сборы ясачных платежей.

1615-й

В 1615 году было основано село Ягуново. Оно почти в черте Кемерова. После того, как войдёт в состав города блистательная столица Кузбасса автоматически станет старше Новокузнецка на три года. С чем заранее и поздравляем горожан…

В мае 1615 года отряд сотника Ивана Пущина и казачьим атаманом Баженом Константиновым «Абинский улус повоевали, городок у них взяли...» А вот тут – стоп! Какой такой городок? Шорцы, как известно, никаких укреплений-городков никогда не строили, то есть казаки «повоевали» свой собственный, поставленный в 1610 году, острог! То есть он простоял на устье Кондомы с 1610 по 1615 год и отнюдь не «впусте» – его заселили «кузнецы-абинцы», то есть один из шорских родов-сеоков. Которых ещё в 1608 году князец Базаяк привёл к «шерти», то есть присяге на верность царю, что означало переход шорцев в русское подданство и, выражаясь правовым языком, распространение суверенитета России на Кузнецкую землю. Таким образом, построенный в 1610 году русскими подданными – казаками и служилыми татарами – Кузнецкий острог после их ухода в Томск заселили русские же подданные – кузнецкие татары. И не просто самочинно, но вместе со своей властью – главой сеока князцом Кызгой (а то, что князец воспротивился платить подати, это уже другой вопрос – забота налоговой инспекции: наши бизнесмены тоже уходят от налогов, но гражданства при этом не лишаются). То есть первый острог был непрерывно населён русскими подданными (казаками, затем шорцами, потом опять казаками) пять лет!

А значит мы-таки хоть чуть-чуть, но старше села Ягунова, а значит – пусть и на пару лет, но старше Кемерова.

В июне 1615 года сотник Пущин и атаман Константинов из острога в Аба-туре (Абагуре) принялись рассылать в кузнецкие волости отряды для захвата заложников (аманатов) из числа «лутчих людей» (представителей местной знати) и доставки их в «городок» дабы принудить «кузнецов» к повиновению, а заодно наказать «государевых изменников» – участников осады Томска. Так, отряд из 50 казаков и 30 служилых татар (на государевой службе в Томске находились и местные татары князца Тояна) был направлен в Сарачеры. Казаки «Сарачерский улус повоевали, Сарачерсково князька Кызгу лутчева взяли и привели в городок...».

В июне 1615 года отряд из 27 казаков и 16 татар был отправлен из Кузнецкого острожка в Баштаков улус, откуда он вернулся с 16 пленными.

В конце июня 1615 года Кузнецкий казачий городок был осаждён. Нападение, в котором принимали участие «...кузнецкие люди с колмаками с чёрными и с белыми (с джунгарами и телеутами) и с киргизами и с кучюгуцкими тысяч пять и больши...» продолжалась 10 недель. Все могло закончиться для казаков весьма печально, ведь они во время осады и многочисленных приступов «...голодною смертию помирали».

В начале сентября 1615 года на десятой неделе осады Кузнецкого острога сотник Пущин и атаман Константинов решились на отчаянный шаг – с помощью быстрой и неожиданной вылазки прорваться в Томск. Эта операция завершилась успешно, и казакам удалось даже обратить врагов в бегство и захватить пленных: выйдя из острога «на драке изменников побили, князьков и лучших людей взяли живых в полон и в Томск в закладчики привели.

Удивительно, но тот городок, что умудрился два с половиной месяца (дольше, представьте себе, Брестской крепости) держать осаду превосходящих сил противника, мы за Кузнецкий острог до сих пор не считаем и ведём историю своего города с гораздо более позднего времени. Занимаемся исторических мазохизмом, отказываясь считать то, что Кузнецк основан отнюдь не в 1618-м, а в 1610-м, а затем заново – в 1615 году.

Обратите внимание: то был не какой-нибудь безымянный косой острожек (то есть временная – на период сбора ясака – крепость из торчащих диагонально острых жердей), а именно острог (то есть стационарное фортификационное сооружение из вкопанных в землю прямых столбов), и именно Кузнецкий. Причём он не был оставлен русскими добровольно и срыт, а, выдержав осаду кыргызов, был эвакуирован, а сожжён – уже врагами. А через два с половиной года был по царскому указу возобновлён. Впрочем, об этом в следующий раз.

 


Просмотров статьи: 1167