Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 СЛАВНЫХ ЛЕТ: ГОД ЗА ГОДОМ, ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

// Автор: Вячеслав Паничкин

В преддверии 400-летия города газета «Новокузнецк» открытвает новую авторскую рубрику – «Летопись нашего города».

В этой рубрике я предлагаю взглянуть на историю Кузнецка-Сталинска-Новокузнецка свежим взглядом. Большое видится на расстоянии, как говорил великий поэт. И прошедшие века позволяют оценить или переоценить многое из непростой жизни нашего города.

Первая статья будет не совсем обычной – она посвящена «доисторическому» прошлому нашего города, который остаётся за пределами его официальной истории.

1400–1614 годы: Аба-тура и её окрестности

Считалось, что первые люди пришли в Кузнецкую котловину с Алтая 30 тысяч лет назад. Доказательством этому стал клад изделий из камня близ деревни Аил около Кузедеево на реке Кондоме. Покуда археологи не обнаружили на глубине 37 метров на Моховском разрезе близ Ленинска древнейшую в Кузбассе археологическую стоянку, возраст которой – 150 тысяч лет (ещё более древняя стоянка неандертальцев не в счёт – они, как теперь установлено, предками человека разумного не являются).

В андроновскую же эпоху Кузнецкую котловину населяли люди светловолосые и светлоглазые. Истинные, так сказать, арийцы с нордическим характером – одна из ветвей индоиранцев. К третьему тысячелетию до нашей эры кузнецкие арийцы освоили горное дело и металлургию, изобрели колесо и кое-какой транспорт, строили срубовые дома, а на рубеже нашей эры освоили плужное земледелие. И ни с кем не воевали. Увы, арийскую цивилизацию на земле Кузнецкой смели в 250 году нашей эры тюрко-монголы – шла эпоха Великого переселения народов.

Отметились здесь и скифы – именно им, носителям тагарской культуры «с раскосыми и жадными глазами» принадлежали первые исследованные в области курганы – в 1896 году их раскопал Г.О. Оссовский у сёл Тисуль и Барандат. А совсем рядом с центром Новокузнецка в 1998 году было найдено древнейшее в Кузбассе культурное погребение – захоронение людей с лошадьми, относящееся к первым векам нашей эры. Здесь же, на высокой Крепостной горе, обнаружены и следы всемирного потопа – на макушке горы лежит речная галька, что означает: 10 тысяч лет назад, в конце последнего ледникового периода Томь затопляла все эти места.

Но этот подход скверный – сознательная история местности начинается только с фиксированной даты. И достоверная история нашего края началась раньше прихода сюда русских первопроходцев.

Обратимся к статистическому сборнику «От Абы до Яи» 1970 года издания. Историки вычислили, что вероятной датой основания старейшего поселения Кузбасса является (представьте себе!) 1400 год, когда на левом берегу Кондомы был основан шорский улус Аил – ныне часть села Кузедеево. В 1526-м появился улус Проточный (ныне часть села Безрукова вблизи Новокузнецка) и улус Барзас в верховьях Кондомы. В 1535 году был основан улус Челухой (ныне село Челухоево Беловского района), а в 1560-м – улус Шанда (ныне деревня Гурьевского района). То есть эти пять поселений вообще основаны до покорения Сибири Ермаком. Как удалось установить эти даты? Не будем забывать, что хотя Кузнецкая земля и не знала никакой государственности, но входила в орбиту интересов таких государств, как Сибирское ханство и Джунгария, а шорцы были данниками и протогосударственного образования, изестного как Телеутская землица. А уж жестокие и алчные правители сих стран, имевших и письменность, и чиновников, зорко следили за появлением любых новых поселений. Наконец, уже после взятия Кашлыка и Искера Ермаком, в середине июня 1598 года появилась деревня Юрты Константиновы Яшкинского района, а в 1600 году татарами основано село Мозжуха. А вот время появления шорского святилища Аба-Тура в устье Кондомы затеряно в веках. Но заметьте: семь поселений в наших краях появились ещё до основания Томска в 1604 году!

Да и не кажется ли вам странным, что во времена, когда казаки за полсотни лет присоединили всю Сибирь на шесть тысяч вёрст от Урала до Тихого океана, от Томска до недалёких Кузнецких волостей, куда по реке пути несколько дней, бесстрашные казаки «добирались» 14 лет?

Но не спешите их критиковать – критику оставьте потомкам, родства не помнящим. Уже в конце 1604 года к томским воеводам Гавриле Писемскому и Василию Тыркову вернулись из поездки к белым калмыкам (телеутам) тобольский литвин Иван Поступинский и томский конный казак Бажен Константинов. Они наладили отношения с местными племенами. В 1605-м, приехав в Москву, князец томских татар Тоян подал царю Борису Годунову челобитную: «В Томской вершине живут 200 человек кузнецов и делают доспех и железцы стрельные, а кузнецких людей в Кузнецкой земле тысячи с три».

В 1608 году томские воеводы Гаврила Писемский и Василий Тырков отправили миссию к князю Абаку во главе с князцом Тояном и казаками Иваном Коломной, Василием Мелентьевым и Иваном Петлиным. Переговоры увенчались успехом – Абак с мурзами бил челом царю Василию Шуйскому, пообещав «быти неотступными и прямить государю, служить все своими головами если царь пошлет их воевать на своих непослушников». Царь в ответ «ясаку с них имать не велел». Так к России официально присоединили Притомье.

Кто-то скажет: «Ну, это на бумаге, формальность». Да ещё долгие годы налоги выплачивались нерегулярно, и вели себя калмыки и «кузнецы» нелояльно. Но принципиально важно другое: с 1608 года кузнецкие народы стали подданными русского царя. Современным языком говоря, гражданами России. И всё, что здесь происходило, стало уже внутренней жизнью самой России, а не отношениями с заграницей. И именно с этой точки зрения надо рассматривать всё происходившее после. Впрочем, этот логический ряд продолжим попозже, по пока вернёмся, скажем, в 20 ноября 1608 года.

В этот день воеводы Василий Волынский и Михаил Новосильцев отправили в Кузнецкие волости за ясаком казачий отряд во главе с конными казаками Баженом Константиновым, Львом Олпатовым и Иваном Шокуровым. Не только собирать ясак с тюрков хотели казаки, но и торговать, для чего «с ними было взято товару для государева имени». Но малочисленных казаков аборигены, послушные Бадачаку, Кубасаку и Басараку, ограбили и хотели убить, от чего их спас князёк Абинской волости Базаяк, о котором сказано, что он «государю служит и прямит и государевых людей не дал побить». Благодарные казаки «кузнецкого князька Базаяка звали в Томский город к царскому жалованию», но он отказался, побоявшись, что «кузнецкие люди ево разграбят и жену и детей побьют». Вернулись они в Томск 11 февраля 1609 года ни с чем и отписали царю в Москву: «И прежь сего, государь, кузнецкие люди ясаку тебе, государю, платили не сполна, недособолишка худые, которые в твою государеву казну не пригодятца».

4 февраля 1609 года воеводы послали миссию к князю Абаку во главе с князцом томских татар Тояном и казаками Иваном Коломной, Василием Малентьевым и Иваном Петлиным. На сей раз многодневные переговоры удались. Русские убедили-таки телеутских вождей в том, что не собираются оставлять их в закладе. Абак и мурзы, прибывшие в Томск с богатыми дарами, били челом царю Василию Шуйскому, чтобы он велел им кочевать у Томска, пообещав взамен «быти неотступными и прямить государю, служить все своими головами, если царь пошлёт их на своих непослушников». Взамен телеуты просили, чтобы царь «ясаку с них имать не велел». Так и порешили. Обитавших в притомских лесостепях телеутов царь оберегал от Алтын-хана, орд кыргызов да чёрных калмыков (джунгар), они же «почали часто с базаром, с лошадьми и с коровами приходить в Томский город, и коровами служилые люди наполнилися».

11 февраля 1609 года воеводы Волынский и Новосильцев отправили в Москву отписку: «А воевать Кузнецких людей послать в Томском городе мало и воевать осенью и зимой Кузнецких людей неможно, что живут в крепостях великих и болота обошли, и забели великие, и ржавцы, а зимою живут снеги великие, и воевать их кроме лета, в жары, не можно, а в те поры служилые люди живут в рассылках, а в Томском городе люди остаются не многие, и те стоят в караулах на отъежжих, и в городе и на остроге по воротам стоят безпрестани немногие люди. Служилых людей в Томском городе мало, и тех посылают пополам в Тобольский летом против государевы казны денежной и хлебной»


Просмотров статьи: 1170