Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ПРОСПЕКТ НАДЕЖДЫ

// Автор: Татьяна Викторова

Сотрудники художественного музея решили преподнести историю Новокузнецка в занимательной форме – со стихами и выставкой картин под общим названием «Гуляя по крышам».

Посетителям рассказывали также о городских легендах. В частности, о проспекте Металлургов.

Небоскрёб на Кирова

По проекту архитекторов проспект Металлургов, а его строительство задумывалось 80 лет назад, должен был стать прямым зелёным бульваром с пятью площадями, на которых планировалось возвести очень высокие здания. С башнями и шпилями – для большей выразительности. Но замыслу московского архитектора Георгия Градова было суждено претвориться в жизнь только отчасти.

Первой высоткой – первой не только в Новокузнецке, но и во всей Сибири – стало общежитие Кузнецкого металлургического комбината на улице Кирова, 21а.

Поначалу на этом месте планировали возвести гостиницу в 16 этажей. Но не успели. В стране началась борьба с излишествами в архитектуре. И всё ограничилось 11 этажами. Намечено было пристроить на крыше здания и шпиль со звездой, но и от этого пришлось отказаться. Со шпилем здание было бы высотой аж 70 метров! Небывалое по тем временам сооружение. Но даже в урезанном виде дом, 77 окон которого выходят на Театральную площадь, украсил город. Между прочим, у первого городского небоскрёба есть 12-й, получердачный, этаж. Здесь, на самой верхотуре, находятся студии художников, в полотнах которых также звучит тема старого города.

Мельпомена по имени Нина

Ещё одна городская легенда, которая касается проспекта Металлургов, связана с Новокузнецким драматическим театром, который напоминает античный храм: у него есть портик, колоннада, треугольный фронтон, фигурные карнизы, фриз, украшенный лепниной. На фронтоне – цифры, указывающие на год постройки: 1963. Возведено здание по проекту московских архитекторов А. Зайцева, С. Чалой и А. Ефимова в имперском классическом стиле, характерном для архитектуры советского периода тех лет. Но есть у театра и особенность. Лепнина здания – уникальна. Это авторская работа знаменитого скульптора Александра Смолянинова. Кстати, в картине новокузнецкого художника Евгения Паршукова, представленной на выставке «Гуляя по крышам», можно увидеть Театральную площадь с её знаменитым фонтаном – чашей Грааля – возведённом в 1965 году.

Крышу театрального здания украшает статуя музы трагедии Мельпомены. Ходит легенда, согласно которой изначально в руке у неё сидел голубь. Но птица, шутят горожане, улетела.

В одной руке у Мельпомены свиток. Очевидно, с новой пьесой. В другой должна была находиться лира. Однако когда распаковывали деревянный ящик, в котором скульптура прибыла в Новокузнецк, лиры там не оказалось. Выяснилось, что музыкальный инструмент упаковали отдельно, и по дороге он каким-то странным образом исчез.

Прототипом Мельпомены на фронтоне Новокузнецкого драматического театра в исполнении скульптора Александра Смолянинова стала инженер-строитель Нина Копытова – первая в городе женщина, удостоенная высокого звания заслуженного строителя РСФСР. Комсомолка, спортсменка после окончания Уральского политеха, бредя романтикой, поехала в Сибирь возводить город-сад.

Нина Копытова приняла участие в строительстве здания театра. На одной из строительных летучек её и приметил известный скульптор Александр Смолянинов. Вдохновлённый красотой молодой женщины, он выбрал её в качестве талисмана и «музы» театра. Горожане, знавшие Нину Владимировну, говорят, что Мельпомена на фронтоне драмтеатра похожа на модель.

«Коммунар», вперёд!

Идея строительства первого звукового в городе театра под названием «Коммунар» родилась в 1932 году. Это был проект масштабного здания, рассчитанного на 1 200 посадочных мест, и все они были заполняемы! Правда, с годами количество кресел сократилось до 800. Автором проекта «Коммунара» стал архитектор с мировым именем Генрих Козель. В строительстве кинотеатра, который открылся в 1933 году, были использованы приёмы конструктивизма. Позднее кинотеатр несколько раз реконструировался, пока не приобрёл облик, близкий к неоклассицизму – с балюстрадой, внушительной в два этажа колоннадой и лепниной.

В самом кинотеатре в те годы к одному из главных неудобств относили огромное количество комаров и мошкары. Весь этот гнус порождало болото Моховое, которое находилось прямо за «Коммунаром», – там, где сегодня раскинулся парк Гагарина.

В пору расцвета «Коммунара» ему была присвоена высшая категория. И в нём можно было крутить премьеры. Этим он отличался от других городских кинотеатров, которым доставались потёртые, не первой свежести копии.

– В «Коммунаре» были деревянные сиденья. Они жутко скрипели! А в фойе, я помню, находилась эстрада с роялем, круглые столики, на высоких окнах висели тяжёлые портьеры, иногда здесь играл джаз-оркестр. Говорят, что начиная с 1937 года перед вечерними сеансами в фойе устраивали танцы, – вспоминает горожанка Ольга Куликова.

А ещё, по свидетельству горожан, здесь продавали мороженое, которое разлеталось в течение первых пяти минут, а также лимонад, за которым приходилось выстаивать длинные очереди.

В «Коммунаре» был показан первый фильм киноэпопеи «Властелин колец», на который люди просто ломились. К началу 2000-х «Коммунар» потерял свою конкурентоспособность, и вскоре его, как и другие городские кинотеатры – «Шахтёр», «Сибирь», «Пламя», «Берёзка», постигла грустная участь. Из храма культуры он превратился в точку торговли. Однако сейчас, отданный театру кукол «Сказ», переживающий пятую по счёту реконструкцию, старый кинотеатр полон новых надежд на будущее.


Просмотров статьи: 1353