ГЛАВНОЕ – ПРАВДА
8 марта – 95 лет со дня рождения советского и российского актёра театра и кино, кинорежиссёра, народного артиста СССР Евгения Матвеева.
Он родился в 1922 году в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Затем с матерью жил в селе Виноградово. Отец бросил семью, когда Евгению исполнилось четыре года. С раннего детства Женя помогал матери, зарабатывая трудодни в колхозе. Позже они переехали в город Цюрупинск. Там Матвеев впервые увидел любительский спектакль и начал заниматься в самодеятельности. После 9-го класса Евгений отправился в Херсон и стал работать в херсонском театре – играл небольшие роли и участвовал в массовых сценах. В одном спектакле Евгения Матвеева заметил Николай Черкасов и посоветовал ему ехать в Киев, учиться у Довженко. Евгений так и поступил. В 1940–1941 годах учился при Киевской киностудии в школе актёров. Война помешала дальнейшим планам. Матвеев был направлен на учёбу в Тюменское пехотное училище. По окончании училища служил там в качестве преподавателя.
После демобилизации решил остаться в Тюмени и несколько лет играл в местном драматическом театре. В 1948 году Матвеев переходит работать в новосибирский драматический театр «Красный факел», который тогда называли «Сибирский МХАТ». В начале 1950-х после гастролей «Красного факела» в Москве Евгения Матвеева приглашают в труппу академического Малого театра, где он создал немало запоминающихся сценических образов.
Дебют в кино состоялся в 1955 году, когда Матвееву было уже 33 года. В комедии «Доброе утро» режиссёра Андрея Фролова Евгений сыграл роль начальника строительства автомагистрали. После выхода картины на Матвеева обратили внимание. Режиссёры Лев Кулиджанов и Яков Сегель пригласили его в свой фильм «Дом, в котором я живу». Лента становится одним из лидеров советского кинопроката 1957 года. Вскоре новое предложение – экранизация по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина». Матвеев мечтал сыграть роль Макара Нагульнова, но ему предлагали совсем другую. Евгений все-таки уговорил режиссёра Александра Иванова сделать пробу и оказался настолько убедителен, что его тут же утвердили. Актёр до мелочей продумывал каждую сцену и сам выполнял сложные трюки. Параллельно с «Поднятой целиной» Матвеева пригласили сняться в совершенно противоположной роли князя Нехлюдова в картине Михаила Швейцера «Воскресенье». Евгению Семёновичу удалось создать интересный образ, который принес ему огромный успех. В 1963 году вышел фильм Михаила Ершова «Родная кровь». Блестяще сыгранный актёром Федотов покорил всех пронзительной искренностью, а картина была удостоена нескольких наград на кинофестивалях.
Режиссёрским дебютом Матвеева в 1967 году стала картина «Цыган». На роль Клавдии он пригласил популярную актрису Людмилу Хитяеву, а главную роль кузнеца Будулая сыграл сам. Затем последовали и другие фильмы: «Почтовый роман», «Смертный враг», «Любовь земная», «Судьба», в которых он тоже сыграл ключевые роли.
Трилогия «Любить по-русски», снятая в 1995–1999 годах, стала кульминацией творчества Матвеева. Съёмки фильма проходили в сложных условиях, приходилось экономить каждый метр плёнки. Но фильм всё-таки вышел на экраны. Картина настолько понравилась зрителям, что они стали требовать продолжения. На адрес Матвеева стали приходить конверты с деньгами на постановку второй части картины. И продолжение «Любить по-русски» было снято буквально на народные деньги.
Одной из центральных тем его картин стало нежное и трепетное отношение к женщине, её обожествление. Помимо этого очень важная мысль, которую он смог донести до зрителей, – это любовь к Родине. В своих картинах Матвеев сумел воплотить суть народного характера. Он играл те роли, которые его как художника и человека самого волновали, главным для него всегда была правда.
Просмотров статьи: 1153