Новокузнецкое городское телерадиообъединение

МОРЯ И ОКЕАНЫ МАРИНИСТА ГРИЦЕНКО

Газета «Новокузнецк», выпуск №45 (887)  //  Рубрика: К 400-летию города

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Фото из архива Александра Савченко

В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения первого в Кузнецке художника, известного в России и за рубежом, Николая Гриценко.

На имя кузнечанина наткнулся новокузнецкий писатель-краевед Александр Савченко, когда занимался сбором материала о биографии Николая II для своей повести.

Уроженец Кузнецка Николай Гриценко вошёл в историю не только как художник. Он был в свите, что сопровождала цесаревича Николая – будущего последнего российского государя Николая II – в кругосветном путешествии, которое организовал его отец император Александр III.

Согласно данным, которые обнаружил во время сбора материала Александр Савченко, кузнечанин Николай Гриценко родился на так называемом Нагорье (около Спасо-Преображенского собора) в 1856 году. Родителями его были земские врачи, приехавшие по зову служебного долга и сердца в Сибирь из Москвы. Через год после рождения сына они присутствовали среди почётных гостей на свадьбе Фёдора Достоевского. Когда Коле исполнилось шесть лет, семейство Гриценко переехало в Томск. Там Николай окончил гимназию, а затем поступил в военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. После его окончания, будучи морским офицером, Гриценко окончил санкт-петербургскую Академию художеств.

В 1890 году по распоряжению Александра III с генералами и князьями Николай Гриценко вошёл в состав сопровождения наследника Николая и вместе с высокопоставленными особами отправился в кругосветное путешествие, чтобы в своих живописных работах запечатлеть самые яркие его моменты, а вместе с тем и «всякие прелести мира». Путешественники обогнули Египет, Индию, Китай, Японию.

Из морской поездки художник Гриценко возвращался в экипаже среди лиц, сопровождающих наследника престола. Дело было в июле 1891 года, когда царская экспедиция прибыла в Тяжин и Мариинск. Так что император Николай II в юности побывал в Кузбассе! Затем маршрут вояжёров с цесаревичем во главе пролегал к Томску, Омску, другим сибирским городам.

Доводилось Николаю Гриценко ходить по морям-океанам в одной команде и с сыном Дмитрия Менеделеева Владимиром.

Женился Гриценко на Любаше Третьяковой – дочери Павла Третьякова, известного создателя галереи, названной в его честь. Картины зятя в своё время выставлялись в Третьяковке. К слову, самое большое полотно Гриценко под названием «Ночь на Тихом океане» хранится в Омске. В нашем городе, где он провёл детство, и в Томске, где ему довелось жить в отрочестве, к сожалению, нет ни одной работы художника, хотя он написал около 1000 картин, рисунков, акварелей. В настоящее время они разбросаны по музеям и частным коллекциям – как нашей страны, так и за рубежом.

Умер Николай Гриценко скоропостижно в 1900 году во Франции от распространённого тогда заболевания – чахотки. Через четыре месяца после смерти мужа у Любаши Третьяковой-Гриценко родилась дочка, которой дали «морское» имя Марина. У Марины Николаевны, которая прожила долгую жизнь, детей не было. Значит, от Николая Гриценко не осталось и внуков, его наследников. Скончалась Марина Николаевна Гриценко в 1972 году в Москве, где и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилами своего знаменитого деда Павла Третьякова и бабушки Веры Николаевны.

Многие эпизоды из биографии Николая Гриценко отражены в произведении новокузнечанина Александра Савченко «Океаны сливаются с небом». В этой повести, над которой Александр Карпович работал около трёх лет, можно встретить множество исторических личностей. В частности, большое семейство Павла Третьякова, Владимира Менделеева и его отца – известного химика Дмитрия Ивановича, писателя Фёдора Достоевского, художников Айвазовского, Боголюбова, Врубеля, Лагорио, Кормона, братьев Боткиных и Машеньку Юровскую – будущую Марию Андрееву, любимую женщину Владимира Менделеева, Саввы Морозова, а позднее гражданскую жену пролетарского писателя Максима Горького.

Напечатана повесть в прошлом году в журнале «Огни Кузбасса». Вот как откликнулась на неё новокузнецкий искусствовед Татьяна Высоцкая: «Повесть написана по законам романтического жанра, предполагающего художественный вымысел. Но её канва основана на достоверных событиях, убедительных деталях бытовой жизни XIX века в устройстве корабля, географии морского путешествия, зарисовках бытовой и духовной жизни героев». И ещё: «…Тема произведения является для нас, жителей Кузбасса, актуальной, поскольку она обращена к истории нашего края и восстанавливает имя замечательного художника XIX века, уроженца Кузнецка – Николая Гриценко».

В повести есть такой эпизод. Безымянный герой, попавший в те времена из нашего времени и нашего города, восклицает: «Я думаю, что будущий памятник первому известному художнику дореволюционного Кузнецка всё-таки появится. И будет он стоять у входа в наш художественный музей. А самому музею должно быть непременно присвоено имя Николая Гриценко!..»

Может быть, накануне 400-летия города есть смысл прислушаться к словам этого персонажа? А возможность присвоить музею имя нашего первого художника-мариниста, думается, всегда найдётся.

 


Просмотров статьи: 1648