Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«ЕСЛИ ЛЮДЯМ ОБЪЕКТ НЕ ИНТЕРЕСЕН, ОН ЖИТЬ НЕ БУДЕТ»

Газета «Новокузнецк», выпуск №33 (875)  //  Рубрика: Персона недели

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

На днях известный архитектор Юрий Журавков за большие заслуги перед городом и областью был награждён орденом Почёта Кузбасса.

Визитная карточка.

Место рождения: город Артём Приморского края. В Новокузнецке живёт с 1966 года.

Образование: Новосибирский инженерно-строительный институт.

Награды: их множество, самая значимая – серебряная медаль имени М. Грекова – вручена за проектирование Бульвара Героев.

Увлечения: классическая музыка, акварельная живопись, рыбалка.

Жизненное кредо: «Добро!» (это слово звучит всегда, когда завершается большая работа, означает оптимизм, уверенность и надежду на будущее).

 

Воспитывался Юрий Журавков на лоне природы, у деда с бабушкой, которые жили на лесном кордоне. Учился в школе города Боготола Красноярского края, куда вместе с братом его привезла мама. Главным же своим «воспитателем» Юрий Михайлович называет радиоприёмник, который во времена его детства был единственным источником информации, а, кроме того, прививал вкус к прекрасному – классической музыке, художественному слову. Под влиянием радиопередач Юрий Журавков пристрастился к настоящему в музыке, драматургии.

Цветные карандаши мальчик впервые увидел в четвертом классе. Сначала рисовал фигурки зверей и птиц, а в старших классах уже копировать картины Саврасова и Шишкина.

Однажды в школу приехала молодая, энергичная учительница. И жизнь закипела! Ребятишки стали активно вовлекаться в различные кружки – музыки, танцев, фотографии. Юрий Журавков мечтал стать кинооператором. Его потрясли вышедшие на экран фильмы «Летят журавли» и «Неотправленное письмо», и он мечтал снимать такие же глубокие и проникновенные картины.

- Я буквально загорелся этой идеей и хотел, во что бы то ни стало, поехать в Москву, чтобы учиться профессии кинооператора. Но нужны были деньги, а их в семье не было. Для того чтобы отправить в Москву Василия Шукшина, что тоже из дальнего села, мать зарезала единственную корову. У нас и такой возможности не было, – рассказывает Юрий Михайлович.

Учительница, видя способности мальчика к рисованию, посоветовала ему поступать в Новосибирский инженерно-строительный институт, на отделение архитектуры. Парнишка рискнул и написал в вуз письмо с просьбой принять его. Ему ответили кратко: «Приезжай!»

После окончания института, поработав в Новосибирске, решился поехать вслед за женой в Новокузнецк – на год-полтора. «Ты вряд ли захочешь вернуться. Не сможешь бросить этот город», – напутствовал его Павел Иванович Отурин, главный архитектор Новосибирска, первый член-корреспондент Сибирского отделения по архитектуре. И Юрий Журавков, действительно, не смог бросить «этот город», который с первых шагов после выхода из поезда произвёл на него большое впечатление. «Выйдя на проспект Металлургов, я сразу понял, что передо мной настоящий городской массив, хорошо спланированный, добротно построенный, у которого есть большие перспективы», – вспоминает Юрий Михайлович.

Устроился он по рекомендации одного из своих товарищей в «Кемеровогражданпроект», где ему сразу же выделили мастерскую. Молодого архитектора в статусе новичка «кинули» на строящиеся в городе объекты – кинотеатр «Сибирь» и планетарий.

- Скорее всего, чтобы отбояриться от меня. В «Кемеровогражданпроекте» в то время работали москвичи и ленинградцы. Они были настоящими чистоплюями и не желали ходить с проверками на грязные стройки, а нам, сибирякам, не привыкать идти на прорыв. Какую хорошую школу я там прошёл! С какими замечательными строителями познакомился! Настоящими, коренными, которые ещё не перевелись в то послевоенное время, не переквалифицировались и не ушли в монтажники, – говорит Юрий Михайлович.

С тех пор на его счету около 50-ти спроектированных объектов. «Всё наше творчество должно быть для людей. И только для них. Если людям объект не интересен, он жить не будет», – считает Журавков. Среди наиболее знаковых проектов – Бульвар Героев, на который было потрачено девять лет. Он задумывался как памятник Красилову, Черемнову, Герасименко, а в итоге превратился в целый ансамбль – напоминание обо всех земляках, ушедших на Великую Отечественную войну. Стоять этот памятник должен был первоначально на месте кинотеатра «Октябрь». Но Журавков решил по-иному.

То, что случилось с Кузнецкой крепостью, Юрий Михайлович называет архитектурным парадоксом. «На этом месте давно бы росла картошка, если бы не празднование 380-летия города. К этой дате я предложил восстановить Барнаульские ворота крепости, её стены, смотровую вышку. В администрации идею поддержали, но сказали, что денег в бюджете города на это нет», – рассказывает Журавков.

И тогда он поехал в Москву – в министерство культуры, общество охраны памятников и прочие организации. «Да вы что, молодой человек! Пытаетесь выбить деньги на возрождение памятников середины ХIХ века, когда у нас неподалеку от Кремля памятники XVI века разваливаются!», – был ответ чиновников. И всё-таки финансовая помощь пришла. О проекте узнал губернатор, и деньги на восстановление исторического памятника были выделены.

Обратил внимание Юрий Михайлович и на такой парадокс в биографии некоторых городских объектов. «Если родился он без благословения всевышнего и архитектора – участь его незавидна. И такие в нашем городе есть», – говорит. К примеру, здание ГАИ в Центральном районе. Его предполагалось построить в другом месте, окружённом пустырем, на котором можно было бы с успехом устроить просторную стоянку для автомобилей. Но волею тогдашнего начальника ГАИ здание было возведено ближе к мосту, на небольшом пятачке. Юрий Михайлович отказался вести такой проект. Сегодня здесь в тесноте мучаются как сами сотрудники инспекции, так и автомобилисты. Такая же история произошла и со зданием налоговой полиции, что было расположено сразу же за Новокузнецким драмтеатром. Налоговики там долго не задержались, как не задержался и Новокузнецкий муниципальный банк.

– Архитектура ведь живёт не сегодняшним днём. Архитектору важно увидеть перспективы, спланировать будущее. И спланировать надолго. Такой любопытный факт: самая высокооплачиваемая профессия в Японии – дизайнер автомобилей, потому что ему предстоит предугадать, будет ли его «детище» пользоваться спросом лет через 10-15. Так и в архитектуре: надо предугадывать будущее, – подчеркивает Юрий Михайлович.

Сегодня он на заслуженном отдыхе, но до сих пор «в рабочем процессе»: преподает в Сибирском государственном индустриальном университете. Считает, что у него учится замечательная молодёжь. Плохо одно: бюджетных мест в Кузбассе для будущих архитекторов выделено всего двенадцать. «Этого очень мало! В той же Японии на сто тысяч населения выпускается 30 архитекторов, а у нас в России всего лишь два», – сетует он. И, тем не менее, город растёт и хорошеет. Как сказал когда-то новокузнецкий писатель Геннадий Емельянов, «Есть города и получше, но только этот, наш, самый любимый!»


Просмотров статьи: 1301