Новокузнецкое городское телерадиообъединение

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ: «НАМ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Газета «Новокузнецк», выпуск №25 (867)  //  Рубрика: Первые лица

// Автор: Алёна Незванова

Накануне первого июльского праздника – Дня рождения Новокузнецка – глава города Сергей Кузнецов ответил на ряд вопросов, касающихся актуальных направлений жизнедеятельности города.

– Сергей Николаевич! Город, которым вы руководите, – большой, сложный, со своим характером! Наши новокузнецкие проблемы имеют какие-то свои особенности?

– Я часто общаюсь с главами других муниципальных образований области, в частности, с главой Кемерова Ильёй Владимировичем Середюком, с руководителями муниципалитетов Прокопьевска, Киселёвска, Ленинска-Кузнецкого, Таштагола. Раз в год аппарат правительства собирает глав всех городов России на общие семинары и встречи, где есть возможность пообщаться, поделиться опытом. Абсолютно ясно, что проблемы, которые есть у нас в Новокузнецке, типичны для большинства российских городов – это нехватка финансов в местных бюджетах, коллизии в законодательных актах, необходимость работать с проблемами, которые тянутся из прошлого, наличие коррупции, определённая степень неудовлетворенности людей, а также нехватка кадров в администрации, порой закостенелое сознание чиновников...

– Очередной кризис только усугубляет положение дел. Будем ждать, когда он закончится?

– Я бы сказал, что это уже не кризис, а новая реальность, которая будет всегда, и нам нужно научиться жить в современных условиях, поэтому необходимо изменять подходы в управлении организацией, предприятием, городом. Нас жизнь заставит, да уже заставляет, по-новому оценивать деньги, по-новому зарабатывать и по-новому тратить, использовать имеющиеся ресурсы. Уверен, что управление городом может быть успешным только при объединении усилий властей и горожан. Если мы все подключимся к решению городских проблем, будем чувствовать себя хозяевами в многоквартирном доме, к примеру, элементарно следить за тем, чтобы на улице не сорили, будем терпимее, лояльнее друг к другу, то в городе намного лучше станет жить.

– По всей видимости, рубрика «Гражданские инициативы», которая была открыта на новом сайте администрации города несколько месяцев назад, как раз и была направлена на объединение усилий власти и горожан по улучшению качества городской жизни. Муниципалитет доволен результатами?

– Зачастую было так: жители говорят, власть не слышит, либо наоборот: власть делает, жители не видят. Для того чтобы власть была доступнее, а жители – конструктивнее и рациональнее в своих пожеланиях, мы и создали такой информационный ресурс, как «Гражданские инициативы», простой, открытый, там нет злости, негатива – в этом его уникальность. Человек должен сам проявить инициативу, и не анонимно, а представиться, оставить номер телефона для обратной связи (номер моего мобильного, наверное, половина Новокузнецка знает (улыбается)) и конкретным образом поучаствовать в реализации предложенной им самим идеи. Да, мы хотим кооперации с горожанами. Ну а если звучат от них какие-то подсказки: вот там зебра нужна, здесь такой-то знак, где-то ямка на дороге появилась или колодец открыт, – это очень ценно: чем раньше мы получим информацию о том, что нужно исправить или дополнить, тем лучше. Мы не всегда видим «местную» проблему – город большой. А здесь своеобразное мобильное информирование от горожан с самых разных точек городской территории. «Гражданские инициативы» я бы назвал «открытым правительством города». Этот информационный ресурс даёт возможность управлять Новокузнецком всем понемногу. Это очень важно – не «раздирать» город анонимной критикой, а совместными усилиями складывать мозаику хороших дел, которая даст возможность улучшить городскую среду.

– Безопасность и комфортность – без двух этих простых вещей жизнь человека в городе становится бессмысленной, теряет свою ценность. Во многом эти две составляющие зависят от функционирования системы ЖКХ. Что было сделано за эти годы для её оздоровления?

– Конечно, система ЖКХ – это основа жизнеобеспечения города. Это свет, вода, тепло. Последнее особенно важно в связи с нашими холодными и долгими зимами. За эти годы мы глобально пересмотрели систему теплоснабжения города. Несмотря на все передряги в экономике, практически обновили всё котельное оборудование на наших ТЭЦ разных форм собственности, отремонтировали немало сетей. И последний год, если судить по числу инцидентов на теплосетях, показал, что это дало результат – количество аварийных ситуаций значительно уменьшилось.

– Город Новокузнецк, пожалуй, единственный в России, где такое большое число управляющих компаний. Удалось ли найти точки соприкосновения с УК?

– Мы наладили серьёзное взаимодействие с управляющими компаниями. Стали коллегами в каком-то смысле. Большинство из них охотно делятся с нами своей информацией, слышат наши требования, реагируют на них. Через систему контроля и сопровождения деятельности УК мы видим, готовы ли они к зиме, насколько эффективно используют фонд многоквартирных домов и предоставляют услуги по их обслуживанию. Через институт старших домов мы контактируем с жителями, которые рассказывают о своём видении процесса обслуживания домов и о том, насколько эффективно, на их взгляд, работают управляющие компании.

– Работа проведена большая, многое делается, а люди всё равно продолжают жаловаться. Почему?

– Жалобы в системе ЖКХ всегда были и будут, без этого не обойтись. Во-первых, жилой фонд изношен существенно и продолжает изнашиваться, а у людей уровень требований к работе УК возрастает год от года. Жители в своих пожеланиях опережают возможности управляющих компаний. Во-вторых, наряду с хорошими управляющими компаниями есть и нехорошие, недобросовестная работа которых вызывает неудовольствие жителей и, соответственно, жалобы…

К сожалению, этим процессом мы управляем извне, потому что вмешиваться в отношения УК и жителей нам не положено по закону. На это есть Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), которая вправе лишить УК лицензии, если та не выполняет взятые на себя обязательства, и запретить ей заниматься этим видом бизнеса.

В районных администрациях есть специалисты, которые работают над вопросами регулирования взаимоотношений между УК и жителями. По их наблюдениям, очень часто жалобы возникают из-за неумения собственников найти друг с другом общий язык: люди не могут сойтись на выборе той или иной компании, утвердить единый список ремонтных работ. Явно прослеживается закономерность: если на доме беспокойный и ответственный старший дома, то и делается многое. Он не даёт покоя УК, требует отчётности, безукоризненного выполнения обещаний, которые были даны жителям. Люди должны стать хозяевами и сами предопределять развитие своего дома.

– Важная часть городской жизни – бесперебойная работа транспорта. В новых экономических реалиях не рассматривается ли вопрос о приватизации или продаже муниципального транспорта?

– Никогда я не посмею принять решения о продаже муниципальных транспортных предприятий, потому что муниципальный транспорт выполняет важную миссию – обеспечивает транспортную доступность. То есть каждый житель, независимо от своего благосостояния, имеет возможность выйти в определённое время на остановку и в соответствии с графиком и маршрутом движения муниципального автобуса, троллейбуса или трамвая добраться из пункта А в пункт Б за фиксированную плату.

Коммерческий транспорт обеспечивает транспортную возможность: человек может уехать из любого места, но за ту цену, которую ему предложит частник. Некоторые предпочитают ездить на такси, многие на коммерческих маршрутках. Это их право! Но люди старшего поколения и те, кто пользуется льготами (инвалиды, студенты, школьники и многие другие), должны иметь возможность ездить на муниципальном транспорте, который обеспечивает транспортную доступность всем категориям городского населения.

При продаже муниципального транспорта и передаче его в частные руки возникает большой риск. Сегодня бизнес зарабатывает, завтра – сталкивается с трудностями, которые необходимо преодолевать. Так, оптимизируя затраты, частный перевозчик может снять или сократить маршрут, потому что он не окупается, а то и вовсе отказаться от подобного вида деятельности.

С транспортом этого не должно произойти: в дождь, в снег, в гололёд, в жару он должен прийти в назначенное время на нужную остановку, обеспечивая горожанам (а в Новокузнецке в год мы перевозим около 50 миллионов человек) транспортную доступность. И этим всё сказано.

– С одной стороны, на государственном транспорте лежит ответственная миссия – обеспечивать транспортную доступность, с другой – при сложной экономической ситуации плановая убыточность муниципальных предприятий постоянно нарастает. Как решать эту дилемму?

– Во всём мире муниципальный транспорт является дотационным. Например, себестоимость проезда одного пассажира в городе Новокузнецка составляет 33 рубля, по факту возим за 16 рублей, и при всём этом у нас есть широкая категория льготных граждан: например, проезд для пенсионеров составляет 4 рубля, дачники в определённые дни вообще ездят бесплатно, пользуются льготами студенты и школьники. В этих условиях, чтобы как-то компенсировать расходы, часть планово-убыточного транспорта должна начать работать на коммерческих перевозках, чтобы доходы от них компенсировали убытки, делали их менее резкими, поэтому в городе и появляются такие маршруты, как 5К, и другие. Ведут муниципальные предприятия и другие виды коммерческой деятельности.

– Надо ли пересматривать тарифы? И когда это нужно делать?

– Пересматривать тарифы надо каждый раз, когда идёт повышение цены на основные затратные составляющие этой деятельности: запчасти, горюче-смазочные материалы и топливо. Сегодня и дизельное топливо поднялось в цене, и стоимость запчастей. Это такая своеобразная инфляция, которая «съедает» наши запасы, и мы должны привести всё в соответствие, посчитав экономику повышения. Но на это у нас есть губернатор, областная власть, которые регулируют эти процессы и смотрят, насколько экономика области готова вытянуть эти повышения.

– Требуется ведь и регулярное обновление подвижного состава...

– Вследствие современных экономических явлений мы не можем обновлять транспорт в требуемых объёмах. Но не было ещё такого года, чтобы Аман Гумирович в соответствии с губернаторской программой «Транспорт» не направлял нам в город новые автобусы для муниципальных нужд. В целом наш муниципальный транспорт находится в хорошем техническом состоянии. Это контролируют соответствующие службы на предприятиях, а также вышестоящие надзорные органы. И кроме того, мы страхуем наших пассажиров автоматически, обеспечиваем безопасность их передвижения.

– Сергей Николаевич, не так давно один из торговых павильонов был перенесён с установленного места на штрафную стоянку, кое-какие и вовсе снесены. Прокомментируйте позицию муниципалитета по этому вопросу.

– В каждом районе у нас имеются утверждённые схемы расположения нестационарных торговых объектов, которые согласованы с комитетом градостроительства и с прокуратурой. Это живой, действующий документ, содержания которого должны придерживаться все хозяева торговых павильонов.

Есть киоски, которые стоят на магистральных сетях, и мы будем их перемещать по согласованию с собственниками или арендаторами, потому что если павильон стоит на трубе большого диаметра, в случае аварии или повреждения может возникнуть угроза здоровью и жизни как людей, работающих в нём, так и находящихся поблизости. Кроме того, киоски, хозяева которых не платят за аренду земли в бюджет города, тоже будут демонтированы.

А есть ситуации (это как раз последний случай), когда предприниматели самовольно занимают понравившиеся площади, ставят киоск поздно вечером или ночью, а потом задним числом пытаются оформить его документально, как-то вклиниться в утверждённую схему размещения. Иногда это происходит при попустительстве или даже при помощи отдельных чиновников, которые работают в комитете градостроительства, в торговых отделах районных администраций. С этим мы боремся и будем бороться. Недавно был демонтирован и помещён на штрафстоянку киоск, установленный по устной договорённости с сотрудником администрации одного из районов города. Этот человек уже уволен. Всех предпринимателей хочу предупредить: если вам кто-то обещает, что за определённую сумму денег можно решить вопрос установки нестационарного объекта торговли в понравившемся месте, то этого не будет. Киоск не будет стоять, если его нет в утверждённой схеме, а чиновник понесет наказание.

– Открыто говорить о недостатках в работе муниципалитета – это дань требованию времени?

– Нет, это один из принципов, которого я придерживаюсь с первого дня работы в должности главы. Как бы мне ни было тяжело, как бы меня за это ни критиковали, всё, что происходит в муниципалитете, становится открытым для наших горожан. Даже такие негативные вещи, как нарушение законодательства, коррупция, воровство... Многие муниципалитеты слабые места, изъяны в своей работе, стараются не доносить до широких масс, желая избежать большого ушата критики в свой адрес. Но я считаю, что это путь в никуда. Мы рассказываем о нарушениях, чтобы люди не чувствовали своей безнаказанности, чтобы это не становилось обыденностью, такой плохой привычкой, даже традицией. Принцип работы нашего муниципалитета – открытость.

– В столь стеснённых финансовых обстоятельствах удалось ли провести какие-то работы по благоустройству города?

– В рамках Года Орджоникидзевского района там заасфальтировали несколько улиц – Герцена, , Слесарную, Пархоменко. В Кузнецком районе отремонтировали шоссе на 30 квартале, сейчас пытаемся доделать площадь Ленина напротив ДК «Алюминщикв». Кое-где восстановили освещение. В Заводском районе отремонтирована улица Промстроевская. На Бызовском шоссе выполняем текущий ремонт, параллельно делаем проект, и после его утверждения начнём проводить его реконструкцию. В ближайшее время будут проведены работы на Запсибовском мосту, а также до конца сезона сделаем текущий ремонт улиц Киселёвской, Садгородской, Щорса. Полностью проведено озеленение имеющихся клумб, газонов, за этот год во всех районах города высажено миллион цветов, сотни деревьев. Сейчас создаётся новое муниципальное предприятие «Парки и скверы Новокузнецка». Оно будет проводить ежедневную уборку мусора на территории зелёных зон Новокузнецка, поддерживать целостность садовых диванов, скамеек, цветочных конструкций, малых форм, следить за состоянием клумб, газонов, убирать старые деревья и высаживать новые.

В компании «Дороги Новокузнецка» создаём мобильные бригады, которые будут осуществлять оперативный локальный ремонт небольших ям или дефектов дорожного полотна, чтобы не допускать их превращения в огромные. Одна из амбициозных задач, которую муниципалитет ставит, – сделать Новокузнецк чистым, приятным для проживания городом, в котором дороги будут подремонтированы, на них не будет грязи, пыли, лишней воды. В решении этого вопроса мы одни из нехудших в области.

– В преддверии Дня города скажите несколько слов для горожан

– С первого дня работы я увидел, что новокузнечане в большинстве своём люди неравнодушные, искренне переживающие за судьбу своего города. Информационный ресурс «Гражданские инициативы» только подтвердил это. Новокузнечане готовы быть активными не только на словах, но и на деле. Хорошо, что у жителей теперь есть возможность достойно подсказывать главе города, руководителям районов, управлений, комитетов, что и как нужно делать, чтобы жизнь в городе улучшилась. Чем конструктивнее мы будем общаться друг с другом посредством гражданских инициатив, совместных встреч, реализации молодёжных проектов, тем быстрее будет преображаться город и мы вместе с ним. Желаю всем не терять надежды на лучшее, побольше оптимизма, крепкого здоровья, хорошего чувства юмора, желания жить в Новокузнецке, продуктивно работать и любить свой город.


Просмотров статьи: 1576