Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ИСПЫТАНИЕ МЕДВЕДЕМ

Газета «Новокузнецк», выпуск №22 (864)  //  Рубрика: Город и горожане

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Фото Татьяны Сазоновой

Новокузнецкое общество охотников и рыболовов провело очередное испытание охотничьих собак медведем

В прошедшие выходные вблизи посёлка Таргай проходила проверка рабочих качеств охотничьих лаек. Задача испытуемых – найти медведя, привлечь внимание своего хозяина, облаяв косолапого, и постараться задержать зверя до прихода охотника. Испытывали лаек медведицей по кличке Маня, которую на своей даче в Малиновке, что рядом с Таргаем, держит Александр Злобин, руководитель секции собаководства.

История появления Мани в медвежьем детском саду, как называют дачную вотчину Александра Андреевича, схожа со многими другими историями воспитанников «учреждения». Маню пять лет назад изъяли у сельских коммерсантов. Содержать дикого зверя на домашнем подворье было опасно и для хозяев, и для самого таёжного найдёныша, так Маня перешла под попечительство Александра Злобина. Как только Маня подросла, она тотчас стала отрабатывать свой хлеб на испытаниях охотничьих собак. В этом году своих питомцев к медведице привезли более полусотни заводчиков лаек из Новокузнецка, Осинников, Таштагола, Прокопьевска, Междуреченска, Кемерова. Рабочие качества собак оценивали эксперты Александр Попов, Александр Злобин и Евгений Судницын.

Медведицу привезли на поляну в огромной клетке за день до испытания. Перед началом проверки охотничьих способностей собак её выпустили на поляну, сплошь усыпанную огоньками. Здесь она мирно «паслась», словно заблудившаяся в лесу бурёнка. Бродя по высокой траве, она выкапывала лапой из-под земли корешки каких-то растений. Отдалённый дружный лай собак её совершенно не беспокоил. Она даже не подавала виду, что слышит это тревожное хоровое «пение». Привязана Маня была цепью к проволоке, натянутой между двумя деревьями. Медведь всё-таки зверь непредсказуемый. Ожидать от него можно чего угодно. Даже приручённый, он способен кинуться как на стоящих неподалёку людей, так и собак, ненароком, захватив в объятья, снять скальп, задавить и растерзать. И потому испытательницу контролировали с обеих сторон натянутой проволоки крепкие сотрудники общества.

Обозначить медведя, как говорят эксперты, то есть найти его и подать голос хозяину, лайка должна была в течение двух минут. Всего же на испытание отводилось 10 минут. Кто-то выдерживал это время на «поле боя», кто-то покидал его в спешке через три-четыре минуты.

Забегали на поляну собаки, «работая на медведя», по свистку. Одни, почуяв дикого зверя, сразу же подавали голос. Другие, в основном молодые и неопытные лайки, оторопев, начинали удивлённо разглядывать Маньку, словно спрашивая: «А ты что за зверь такой?» Медведица при этом начинала работать, заставляя собак проявлять хоть какую-то инициативу. Но если на поле выходили опытные лайки, начинался настоящий гладиаторский бой.

– Ты посмотри: основная масса собак накручивает круги вокруг медведя, а эта лайка, ведя за собой Маньку, идёт только по прямой линии. Вот эта собака грамотно работает! Голос подаёт звонкий, слышен на большом расстоянии. Вот только отскакивает от Мани слишком далеко. Теряет перед медведем преимущество, – комментирует ход испытания эксперт Александр Попов. – А Маня себя хорошо показывает. Двигается легко, в схватке напориста и подвижна. Молодец! Хоть и раскормилась за зиму, набрала жирка, но инстинкт срабатывает. Медведь – он и в Африке медведь.

– Голос у собаки должен быть звонким, чтобы его в тайге метров за сто было слышно. И у нас в обществе до некоторых пор с этим проблем не было. Очень звонкие голоса у лаек были! А у этих голос глуховат. Будто в глубокую берлогу лают. Объяснение одно: врождённый мутационный сбой. Значит, заводчики охотничьих лаек не обратили на этот фактор внимания. Надо поправить, – говорит Александр Злобин

Александр Андреевич – опытный эксперт в области собаководства со стажем в 40 с лишним лет. Он же – воспитатель медвежат. Одно время в его «детском саду» проживало одновременно три медвежонка – сироты, чью мать убили охотники (те из охотников, кто пожалостливей, обнаруженных малышей не бросают в тайге, а приносят на воспитание «Андреичу»). Однажды у Злобина появился и оставленный цирковыми артистами медведь по кличке Шлёма. Его сочли бесперспективным в дрессуре. Зато Шлёма стал хорошим испытателем охотничьих лаек. Как-то его вывезли на поляну. Медведь, привыкший к цирковому деревянному настилу, вдруг очутился на земле! От радости он стал с остервенением рыть почву, и к появлению собак из глубоко вырытой ямы торчала лишь его голова. Одна из лаек приняла медведя за спрятавшуюся собаку-соперницу и прыгнула на него. Шлёма, естественно, разобиделся и выпрямился во весь рост. Лайки тотчас, скуля и визжа, разлетелись от странного «пса» в разные стороны.

В том, что охота на медведя – дело небезопасное, можно было убедиться и во время этих испытаний. Одну из собак Манька всё-таки шваркнула своей могучей лапой. Но всё обошлось. Даже будучи раненой, собака не желала уступать поле боя.

Испытания завершились. Победителями были названы Дмитрий Добров с лайками Штык и Шон (шли в паре). В испытаниях одиночек отличились Виталий Белоусов со своим воспитанником по кличке Соболь и Дмитрий Бояринов с лайкой по кличке Шилка. Они получили дипломы первой степени, призы и денежные премии. А Маня, успешно справившаяся со своей задачей, была одарена вкусностями. На обед и ужин.

 


Просмотров статьи: 1362