Новокузнецкое городское телерадиообъединение

СИМФОНИЯ КАМЕННЫХ ЦВЕТОВ

Газета «Новокузнецк», выпуск №9 (851)  //  Рубрика: Город и горожане

// Фото: Фото из архива музея

«Красота камня – живая», – в этом уверена новокузнечанка Анна Караванова, создательница горок из самоцветов

На днях губернатор области Аман Тулеев преподнёс творение рук Анны Емельяновы в дар Новокузнецкому краеведческому музею.

Быть геологом Анна Караванова мечтала с детства. В эту профессию девочку вела «неуёмная натура и мятежная душа». «Мне хотелось путешествовать, видеть рассветы в тайге, любоваться красотой природы», – рассказывает она.

Поступила в Новочеркасский геологоразведочный техникум, что в Ростовской области, которая «стоит» на «голимых степях». Эти степные ландшафты, признаётся, все годы учёбы вызывали в ней ностальгию по таёжным околоткам. Ведь выросла Анна в низовьях Иртыша – красивейших местах!

Выпускники техникума так же, как и Анна, были полны романтики, и потому после окончания техникума рвались распределиться в самые недоступные уголки – на Камчатку, в Сибирь, Якутию. И отличникам такое право – отправиться на край света, к чёрту на кулички – предоставлялось. Самые «тёплые» места, поближе к Москве в Центральной России, доставались двоечникам. «Помню, на вокзале, когда я ехала в Новокузнецк, меня расспрашивала одна сердобольная женщина: «Тебя-то, девушка, куда отправили?» Услышав от меня слово «Сибирь», сочувственно покачала головой: «Видать, плохо училась в техникуме…» Сибирь у всех ассоциировалась тогда со словом ссылка. А я была в техникуме в числе лучших студентов!» – с улыбкой вспоминает Анна Емельяновна.

Распределена она была в Западно-Сибирскую геологоэкспедицию. К работе приступила 24 марта 1968 года. В каких только геологических партиях ей не приходилось бывать! Северной, кундатской, ртутной. Занималась Анна Емельяновна, в основном, шлиховым опробованием (с помощью лотков вымывали полученный грунт, чтобы определить, есть ли в нём тяжёлые минералы). Кроме того, она проводила документацию горных выработок.

После десяти лет работы «в поле» Анну Емельяновну пригласили на работу в новокузнецкий геологический музей, который занимается не только хранением коллекций камней, привозимых из экспедиций, но и систематизацией и описанием геологического материала, который в любой момент может быть востребован. Наиболее яркие, красивые образцы камней выставляются в залах – около пяти тысяч экземпляров. А вообще в музее хранится сотни тысяч образцов. «И всё это, систематизированное, необходимо держать в порядке», – подчёркивают сотрудники выставочных залов.

Первую свою сувенирную каменную горку (каменные горки образно называют симфонией самоцветов) Анна Емельяновна сделала совместно с Мариной Габовой, сотрудницей музея. На творчество решились, когда в распоряжении оказалось много мелких и красивых камней, которые не годились на роль музейных экспонатов. Сами искали и испытывали состав клея, сами создавали дизайн той или иной горки. При этом каждое каменное изваяние получалось неповторимым и непохожим одно на другое.

– Работа по составлению камней в горку доставляет мне огромную радость. Благо и коллектив музея поддерживает меня, – говорит Анна Емельяновна.

Безусловно, считает мастерица, камни обладают какими-то волшебными, магическими свойствами. И потому все, кто работает с ними, обогащены творческими идеями.

Анна Емельяновна, отработав в музее почти 40 лет, ушла на заслуженный отдых. Но продолжает составлять каменные горки, теперь уже в домашних условиях. Материал для своих произведений выписывает и покупает на Урале, в Приморском крае, на Кольском полуострове, в Иркутской области. Говорит, что любит все «создания природы», но особенной симпатией у неё пользуются сиреневый и фиолетовый аметист. Считается, что этот камень – камень людей духовных. Недаром Папа Римский при назначении очередного епископа преподносит ему перстень с аметистом – знак принадлежности к высшему духовенству. К камням служителей церкви вообще относятся с большим пиететом. Однажды в Ватикане была даже устроена выставка камней под названием «Творения Бога».

Музейные горки пользуются спросом. Их берут, в основном, для того, чтобы преподнести в дар высокопоставленным юбилярам. Ведь горки не только красивы, из-за количества самоцветов они ещё и дороги, а потому не каждому по карману. Так, однажды в дар губернатору ушла очередная горка Анны Емельяновны, которая на днях в качестве шикарного, красивого экспоната вернулась в город – подарена Аманом Тулеевым Новокузнецкому краеведческому музею.

 

Из истории вопроса | Моду составлять горки из самоцветов ввели мастера Урала

Именно горки из уральских минералов стали в XVIII веке одними из первых в стране вошли в коллекции каменных цветов, которые вызвали в то время большой интерес к малоизвестному краю, находящемуся на границе Европы и Азии.

Крупная коллекция горок, систематизированная академиком Петером Палласом, была размещена в Эрмитаже. Постепенно создавалась отечественная минеральная школа, которая в 1817 году переросла в Минералогическое общество.

Коллекционное собирательство распространилось на средние сословия и интеллигенцию.

В начале XIX века коллекции из самоцветов стали собирать университеты, институты, музеи, а также отдельные любители камня.

На рубеже века сбором коллекционного материала занялось Уральское общество любителей естествознания.

 


Просмотров статьи: 1170