Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ВЕСЕЛО И С РАЗМАХОМ

Газета «Новокузнецк», выпуск №52 (842)  //  Рубрика: История праздника

// Фото: Фото из фондов Новокузнецкого краеведческого музея

Как в прошлом столетии жители Кузнецка и Сталинска отмечали Новый год? Об этом рассказывают сотрудники новокузнецкого краеведческого музея

Новогодние праздники прижились на Кузнецкой земле вместе с освоением этих территорий в XVII-ХVIII веках служилыми людьми из восточных районов Русского Севера и Поволжья.

Катушки, хоры и званые обеды

По словам историков, до революции Новый год был самым долгожданным праздником с карнавалами, масками, народными гуляньями, подарками и украшенными ёлками. В Кузнецке тоже отмечали его приход весело и с размахом. В XIX и начале XX веков сооружали ледяные горки, которые тянулись от крайнего дома на нынешней улице Достоевского до самого берега Томи. По бокам их украшали разноцветными  фонариками, нарядными ёлочками и зажжёнными свечами. Не обходилось без езды на самодельных санках, на которых горожане с ветерком, смехом и визгом влетали на речной лёд.

Преподаватели и ученики начального городского училища в эти дни устраивали концерты хорового пения, ставили пьесы. Cобытием в новогодние торжества были и званые обеды и ужины, которые устраивали состоятельные горожане. Богато убранные столы ломились от блюд. Гости на эти вечера приходили непременно с подарками для хозяев. А те должны были позаботиться о досуге: помимо застолья организовать игры и танцы.

Разнообразные игры сопровождались конкурсами с призами и шумными народными гуляньями  вокруг общегородской ёлки. Бесплатные подарки раздавались  городской бедноте. Для этого попечители учебных заведений, именитые купцы устраивали благотворительные мероприятия, куда и приглашалась детвора, что обучалась за казенный счёт.

Разрешённые поцелуи

Для городской молодёжи новогодние праздники были  почти единственным совместным увеселением. Собирались на вечёрки в избе, которую вскладчину выкупали на сутки у одиноких стариков. Угощались сладостями, орехами, изюмом и семечками. Вечера проводили в играх, с песнями под гармошку, в хороводах и плясках.  Игры – в фанты, колечко и ленту – непременно сопровождались поцелуями. Устраивали здесь и своеобразные спектакли: под хоровое пение юноши и девушки разыгрывали содержание песен.

С чашей по кругу

В окрестных деревнях к праздничным дням варили пиво, готовили  угощения. К примеру, на Рождество полагалось не менее 12 блюд (по числу апостолов Иисуса Христа). Украшением стола считались запечённый целиком поросёнок или гусь, студень, выпечка, а также хмельные напитки – медовуха и пиво. А поскольку сибиряки славились щедростью, то и новогодние обычаи у них были «на особицу». Так, гостей, пусть и не знакомых с хозяевами, встречали, усажали за общий стол. Пили из одного ковша, который передавался по кругу.

Пошулючим?

В Сибири также было распространено колядование. На святки по домам с гармошками и балалайками, в вывернутых наизнанку шубах и в масках, изображающих животных и нечистую силу, стуча деревянными ложками, ходили ряженые – шулюканы. С песнями и прибаутками они посыпали хозяев зерном, желали  хорошего урожая на будущий год.

В новогодние праздники – обычно на Рождество и Крещение – горожане совместно с жителями деревень устраивали конные бега, которые славились на весь регион. Маршрут скачек поначалу пролегал от Атаманова до Форштадта (позднее стали стартовать с Ильинки). На всем протяжении забега на высоких домах выставляли наблюдателей. Бега Кузнецкого уезда проходили с большим азартом и сопровождались высокими ставками – по 150 и более рублей.

Второе рождение

В XX веке отношение к Новому году в Кузнецке, как и по всей стране, не раз менялось.

В конце 1920-х годов празднование Нового года было запрещено. Его объявили «религиозным праздником», «поповским обычаем». Парадоксально, но в XIX веке самым ярым противником ёлки была Церковь: когда началась Первая мировая война, Синод выпустил указ о запрете празднования Нового года как вражеского обычая. «Потому что пришёл он в Россию из Германии», – поясняли служители церкви.

Но праздник отмечали и в XIX, и в XX веках. В начале XX столетия некоторые семьи украшали рождественские ели дореволюционными игрушками, в основном – немецкими стеклянными ангелочками, и отправляли родственникам самодельные открытки.

Вторым рождением Нового года считается 28 декабря 1935 года. В этот день в газете «Правда» появилась небольшая заметка с призывом «организовать детям к празднику хорошую ёлку». Буквально на следующий день стали открывать ёлочные базары, продавать игрушки. 1936 год начался под знаком нарядных  ёлок, а выпуск ёлочных украшений должен был быть приурочен к важным событиям, происходящим в стране. Ёлки, например, украшали игрушками в виде дирижаблей, фигурками красноармейцев и пионеров. Была даже выпущена серия «Папанин с белым медведем». Позднее появились и первые знаменитые советские стеклянные шары.

«Архитектор» под ёлкой

В предвоенные и послевоенные дни в Кузнецке по отдельности устраивали детскую и общегородскую ёлки. Детская с обязательным городком из снежных фигур располагалась по адресу Курако, 51, общегородская – в районе будущей площади Маяковского. В центре площади в те годы (ещё до того, как здесь был установлен памятник поэту) находилась скульптура молодого человека со свитком в руках, опирающегося на колонну в греческом стиле (этакий собирательный образ строителя и архитектора). В новогодние дни «архитектор» закрывался деревянными плахами и составлял основу для главной ёлки Сталинска. «Наш архитектор снова прикорнул под ёлкой», – говорили горожане. И конечно же, возле лесной красавицы возводились снежные городки, горки, сказочные фигуры. Не обходилось без игр и народных гуляний. Всё, как было в старину.

 


Просмотров статьи: 1434