Новокузнецкое городское телерадиообъединение

НАЧАЛО БОЛЬШОЙ РАБОТЫ

// Автор: Александра Васильева
// Фото: Мария Коряга

Первая ярмарка жилищно-коммунальных организаций состоялась в Новокузнецке

Прошлая неделя запомнилась большим событием в сфере ЖКХ. Впервые в открытом формате встретились все участники рынка коммунальных услуг: РСО, управляющие компании, подрядные организации, занимающиеся обслуживанием жилого фонда, представители актива собственников МКД. Целью мероприятия, получившего название «Ярмарка управляющих компаний», было, во-первых, прояснение позиций, возможностей и конкурентоспособности тех УК, которые прошли процедуру лицензирования и остались «в деле», во-вторых, открытое обсуждение актуальных проблем ЖКХ, поиски взаимовыгодных решений.

На деле всё прошло не так гладко, как задумывалось организаторами. Поговорка про первый блин оказалась кстати. Хотя то, что кажется, на первый взгляд, неудачей, тоже принесло своего рода результат в виде определённых выводов, сделанных участниками мероприятия.  

В Новокузнецке сегодня реально действуют 95 управляющих компаний (лицензии же на право обслуживания жилфонда получили 137 «укашек», просто пока не все из них приступили к деятельности), а принять участие в ярмарке изволила только треть из них. На первом этапе мероприятия – смотре техники и оборудования аварийных бригад, прошедшем на площади Общественных мероприятий Центрального района утром в четверг, – проявили себя 28 управляющих компаний. Совокупно они доставили на площадь 53 единицы техники (как потом было отмечено, это далеко не весь объём располагаемого ими парка, каждая из компаний-участников предоставила для смотра от 30 до 50% от реального количества техники), продемонстрировали имеющееся оборудование, доложили «по форме» о готовности к отопительному сезону и аварийным ситуациям. Глава города Сергей Кузнецов, принимавший «парад»  техники и оборудования городских аварийных бригад, впервые с участием управляющих организаций, высоко оценил их активную позицию.

– На примере тех, кто сегодня здесь с нами работает, мы показываем управляющим организациям некий эталон, образец того, как нужно действовать, – сказал мэр. – Если вспомнить советские времена, где были ЖЭК, ЖЭУ, то у каждой организации обязательно была техника, были люди, необходимые в аварийных ситуациях (сантехники, ремонтники и другие), инструменты. Сегодня нам необходимо возрождать всё это. Чтобы управляющие компании не были просто «пустотой», а имели необходимые условия для осуществления своей деятельности.

Тех, кто не побоялся заявить о себе как об «образце для подражания», отметили ещё раз – благодарственными письмами – во второй день ярмарки, на встрече представителей РСО, управляющих компаний, подрядных организаций и председателей советов домов в городской администрации. Особенно активных выделили отдельно – это компании «Веста», «КИС», «ЖКУ Заводского района», «Инком-С» и другие.

Поговорили и о тех, кто принять участие в смотре аварийных бригад отказался.

– На сегодняшний день законодательство не обязывает управляющие компании иметь свою аварийную службу, для обслуживания жилфонда можно иметь договор с любой «аварийкой», в том числе из тех организаций, которые были представлены на смотре, - отметил Евгений Буцук, заместитель главы города по ЖКХ. – Поэтому те организации, которым сегодня нечего показать, наказываться не будут. Но сами жители многоквартирных домов должны понимать, что если в городе произойдёт какое-то ЧП, то аварийные службы прежде всего будут обслуживать тот жилфонд, на который они работают, и только потом придут на жилфонд, с которым у них имеются договорные отношения. Так что наличие у компании собственной аварийной службы – это весомый аргумент для выбора управляющей организации.

Позицию Буцука поддержал и Андрей Кузнецов, председатель комитета по развитию городского хозяйства и экологии городского Совета народных депутатов.

– Сегодня по факту мы видим: из 95 компаний, которые обслуживают жилфонд, 28 были представлены на ярмарке, и сегодня они здесь, в зале, работают совместно с администрацией города, депутатами, Общественным советом ЖКХ, старшими домов, - сказал Кузнецов. – Жители должны задуматься и сравнить компанию, с которой они сотрудничают, с теми, какие вообще есть на рынке.

Второй этап – обсуждение актуальных в сфере ЖКХ вопросов – также прошёл не так безупречно, как хотелось бы. И это не случайно: проблем и связанных с ними взаимных претензий у участников рынка немало.

Первая тема, поднятая представителем одной из крупных управляющих компаний, – о необходимости утверждения единого тарифа на жилищно-коммунальные услуги, чёткого, понятного всем ценового ориентира и методики определения платы за текущий ремонт и содержание мест общего пользования – осталась без комментариев. Видимо, сегодня этот вопрос, что называется, «дошёл до ручки». От единого тарифа за ЖКУ, который утверждался Горсоветом, Новокузнецк ушёл в 2010 году. Пять лет жители МКД устанавливают тарифы сами, а это, по словам докладчика, ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, размер такого тарифа, как правило, соответствует размеру пятилетней давности (и никто не берёт в расчёт повышение стоимости услуг, оборудования, необходимого для их обеспечения, уровень инфляции и прочее), и управляющие компании оказываются просто не в состоянии исполнять обязательный перечень работ, платить хотя бы минимальную заработную плату своим сотрудникам. Во-вторых, это обстоятельство даёт возможность не совсем чистым на руку компаниям манипулировать сознанием жителей – в целях переманивания предлагать тарифы значительно ниже общегородского (и потом либо недовыполнять работы, либо «уходить» от налогов). Предложение было решено передать в Горсовет для дальнейшего обсуждения.

Другим не менее важным вопросом, предложенным к обсуждению, стали отношения между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, усложнившиеся при переходе МКД на прямую форму управления, при которой платежи за ресурсы – тепло-, водо-, энергоснабжение – должны проходить через УК. Призыв исполнительного директора ассоциации управляющих организаций «Стандарт качества ЖКХ» Александра Иванова задуматься о возможных последствиях такой политики и приведённые им аргументы заставили если не «вздрогнуть» участников ярмарки, то явно почувствовать себя нехорошо.

– Заранее ясно, что больше платежей с неплательщиков, чем сами РСО, УК собрать не сможет, – заявил Иванов. – В договор о ресурсоснабжении вносится пункт о безусловном снятии средств со счетов управляющих компаний в случае задолженности за коммунальные ресурсы. Это деньги добросовестных собственников, которые собраны за текущие ремонты. То есть кого в итоге накажут? Тех, кто уже заплатил за услуги ЖКХ. Нетрудно предсказать новый виток бардака в сфере жилищно-коммунального хозяйства Новокузнецка, если эта ситуация не будет урегулирована. Банкротство УК, в случае подписания договоров, которые ресурсники нам выставляют, – это вопрос года, даже меньше…

Выход ему представляется один: поддержка управляющих организаций органами муниципальной власти и общественности в решении этого вопроса.   

Третья тема – общедомовое оприборивание – стала, пожалуй, самой острой из-за своей важности (с 1 января 2016 года, согласно Постановлению Правительства, для потребителей в домах, не оборудованных приборами учёта тепловой энергии, будет установлен повышающий коэффициент, равный 1,4). Представлять тему вызвались сразу несколько компаний, занимающиеся установкой и обслуживанием приборов учёта в многоквартирных домах Новокузнецка. Они рассказывали о своих предложениях, ценовой политике, возможных преимуществах сотрудничества именно с ними. Однако присутствующих больше интересовал другой вопрос: какова реальная выгода от установки прибора учёта тепла в многоквартирном доме. Ответить конкретно докладчики затруднялись, что весьма препятствовало взаимопониманию сторон. Расчёты на конкретные дома и рассматривание частных случаев решено было провести в фойе, где представители этих же компаний проводили консультации для жителей.

В завершение встречи было подчёркнуто, что прошедшее мероприятие – это только начало большой работы по выстраиванию конструктивного диалога между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг. Разрешение каждого из существующих сегодня проблемных вопросов требует неоднократных обсуждений и совместного поиска компромиссов.


Просмотров статьи: 1206