Новокузнецкое городское телерадиообъединение

МАРШРУТ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Газета «Новокузнецк», выпуск №38 (828)  //  Рубрика: Инициатива

// Автор: Мария Изенкина
// Фото: Мария Коряга

Чем привлечь туристов в Новокузнецке? Концепция развития внутреннего и въездного туризма разрабатывается в нашем городе

На прошлой неделе общественности была оглашена новость: в Новокузнецке обсуждается концепция развития в городе туристической отрасли. В прессе прошла информация о состоявшемся на базе «Кузбасской ярмарки» заседании совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе города, на котором обсуждался этот вопрос. Отмечалось, что реализация концепции рассчитана на два года, и, если она будет успешной, город ждёт масса положительных «дивидентов» – как финансовых (в виде инвестиций, увеличения налоговых поступлений в бюджет), так и социальных (удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям). Мы решили узнать все подробности готовящегося к принятию документа и поговорили о нём с его автором – начальником управления экономического развития, промышленности и инвестиций администрации Новокузнецка Павлом Камбалиным.

– Павел Иванович, прежде чем вы расскажете о самой концепции, хотелось бы выяснить: откуда, как говорится, её «корни», чем обусловлено создание этого документа?

– Инициатива разработки концепции туризма в Новокузнецке принадлежит главе города, им было дано соответствующее распоряжение нашему управлению. Очевидно, что у нашего города богатейшее историко-культурное наследие, архитектура, интересные для туристов промышленные объекты, здесь проходит много культурных событий. И есть предприниматели, которые работают во внутреннем туризме. Но как таковой некой общей стратегии развития туризма на территории города у нас нет. Именно этим обстоятельством обусловлено создание «Концепции развития туризма в Новокузнецком городском округе до 2017 года». Мы провели несколько рабочих встреч с участием структурных подразделений администрации (управление культуры, комитет по физической культуре, спорту и туризму, комитет образования и науки, комитет градостроительства и земельных ресурсов и другие), где поставили цели и задачи концепции, определились с той базой, которую мы имеем на сегодняшний день, и перспективами развития туризма в нашем городе. Следующим шагом стало обращение к союзу предпринимателей, чтобы услышать предложения с их стороны – что необходимо дополнить, чтобы документ был формальным, а обозначал стратегию развития для тех, кто уже сейчас работает или планирует работать в этом направлении.

– Что собой представляет эта концепция? В чём вам видится развитие туризма в Новокузнецке?

– Мы выделили наиболее перспективные тренды, или направления для развития туризма, в нашем городе. Их несколько. Это индустриальный туризм, историко-культурный, спортивно-приключенческий, событийный, рекреационный и деловой туризм. Индустриальный туризм понимается нами как экскурсионные туры по промышленным территориям, комбинатам, цехам и фабрикам – как ныне действующим, так и уже закрытым. Сейчас в России, кстати, получает распространение туризм на заброшенные предприятия, в частности, шахты – люди приезжают туда, чтобы воочию ознакомиться с условиями, атмосферой шахтёрского труда. Этот вид туризма мы также рассматриваем в качестве перспективы, почему нет? Индустриальный туризм может стать некой «фишкой» нашего города. Если в Шерегеше есть йети, и туда можно съездить, чтобы его поискать, то у нас есть сталелитейный завод, который, к тому же искать не нужно – он в шаговой доступности.

Историко-культурное направление охватывает музейные экскурсии, экскурсии под открытым небом – пешеходные и велосипедные, туры по местам трудовой и боевой славы, паломнические туры. В принципе, вся необходимая база для развития этого туризма у нас уже сегодня есть. Наш город достаточно интересен в плане архитектуры (социалистическая застройка, так называемый «Соцгород», практически повсеместно канула в Лету, а у нас сохранилась до сих пор), у нас есть музей-заповедник под открытым небом «Кузнецкая крепость», есть музей Достоевского, в который люди специально приезжают из других городов и даже стран.

Рекреационный туризм – это развитие и создание мест отдыха: парковых, пляжных, около дворовых и внутридворовых территорий. В нашем городе имеется множество парков, пляжей, территорий, которые требуют своего развития: приведения в надлежащий вид, создания на них объектов туристической инфраструктуры, проведения событий, интересных с точки зрения туристов и так далее. Это направление мы обозначили как то, которое нужно разрабатывать, осваивать.

Событийное направление охватывает культурно-массовые мероприятия, проходящие в Новокузнецке. Это не только 9 мая или День города – это могут быть различные фестивали или народные ярмарки. У нас на сегодняшний день в этом направлении уже есть определённый опыт: те же опен-эйры, фестиваль народного творчества, который впервые в этом году прошёл в Новокузнецке. Интересные массовые мероприятия могли бы привлечь большое количество туристов в город. Спортивно-приключенческий туризм предполагает организацию походов различной категории сложности, конных туристских маршрутов, а также разнообразных спортивно-оздоровительных событий.

Выделяем мы также деловой туризм – это события и мероприятия делового характера, проходящие в нашем городе. В принципе, это направление у нас также уже получило развитие, в частности, благодаря «Кузбасской ярмарке», которая создаёт для Новокузнецка отличные деловые события, улучшает инвестиционный климат города. Мы считаем, что этим мероприятиям необходимо оказывать всестороннюю помощь, поддерживать их организацию. Возможно также развитие этого направления и в каком-то другом ключе.

– На какую категорию туристов делается ставка в вашей концепции? Речь идёт о жителях самого Новокузнецка или туристов из других городов или стран, может быть?

– Изначально, когда мы разрабатывали концепцию, мы в первую очередь думали о жителях нашего города. То же развитие парковых, пляжных зон, необходимо нам, самим горожанам. Чтобы проводить выходные в красивых, ухоженных, удобных местах своего города, а не ехать для этого в соседние. Поэтому и хотели обозначить стратегию концепцией развития внутреннего туризма. Но по мере работы пришло понимание, что уже сегодня у нас в городе есть зачатки большего, чем внутренний туризм, есть возможности развивать и въездной туризм тоже. Та база, которой мы располагаем, и в перспективе будем располагать, может привлечь туристов различных категорий. Большая ставка делается также на людей, которые приезжают за экстремальным видом спорта в Шерегеш, мы бы могли завлекать таких туристов на обратном пути, предлагая дополнительные виды отдыха – как культурно-познавательный, так и спортивный, экстремальный и другие.

– Скажите, а разве сейчас в городе не существуют разработанные экскурсионные маршруты, и нет компаний, которые занимаются внутренним туризмом? В чём новизна данной инициативы?

– В Новокузнецке есть компании, которые занимаются внутренним туризмом, и ими продумано чуть ли не 50 различных туристических маршрутов. И к ним действительно обращаются школьники, студенты, взрослые группы. Кроме того, на базе Управления культуры у нас работает бюро туристических маршрутов – их там не менее 12. Они и сейчас активно прорабатывают этот вопрос, совместно с комитетом по физической культуре, спорту и туризму «прокладывают» маршруты для велотуризма по историческим местам Новокузнецка. Концепция нам нужна для того, чтобы понимать, куда нам вообще нужно двигаться. С одной стороны, есть предприниматели, кто работает в этой сфере, с другой – структурные подразделения администрации, деятельность которых так или иначе связана с туризмом. Нет общего понимания, для чего всё это нужно: для чего создаются новые велодорожки, парки, объекты туристической инфраструктуры.

– Каковы функции структур, заинтересованных в этом вопросе? В чём должно проявиться сотрудничество администрации и бизнеса в реализации концепции?

– Концепция как раз таки подразумевает конкретное участие администрации города в развитии туризма в Новокузнецке. Это наш документ, который регламентирует деятельность структурных подразделений администрации – что, где и как мы будем осуществлять, какие мероприятия. Относительно каждого направления у нас прописан ответственный орган – то управление, комитет, который отвечает за его деятельность. Однако без диалога с представителями бизнеса концепция будет неполной – у предпринимателей также есть своё видение, они также имеют право принимать участие в развитии такого общего понятия, как туризм. Мы видим возможность заключения различного рода соглашений в рамках муниципально-частного партнёрства, и уже сейчас формируем список тех объектов туристической инфраструктуры, относительно которых предприниматели могли бы приложить свою деятельность, развить свой бизнес и способствовать развитию туризма на территории города.

– Кому из представителей бизнес-сообщества это может быть интересно?

– Это гостиничный бизнес, туристические компании, рекламный бизнес, пиар, маркетинговые исследования, в перспективе – сфера общественного питания. Спектр заинтересованных лиц может быть достаточно обширным, упор делается на малый и средний бизнес. Город готов сделать шаг навстречу предпринимателям с целью рассмотреть их последующие предложения. Мы, видя развитие туризма в таких-то направлениях, хотели бы услышать: а что они хотели бы сделать для развития туризма согласно с общей идеей?

– Когда концепция начнёт принимать конкретные воплощения, перейдёт, так сказать, в практическое русло?

– Она рассчитана на два года, а её действие, могу сказать, началось уже сегодня. Управление культуры прорабатывает экскурсионные маршруты, разрабатывает стандарты качества туристических услуг. Комитет физической культуры, спорта и туризма рассматривает туры для велотуризма, спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках спортивно-приключенческого туризма, и так далее. Каждый отдел выполняет свою задачу. Мероприятия уже идут, концепция между тем дорабатывается: нами запланированы неоднократные встречи с предпринимателями, внутренние рабочие группы, с целью уточнения информации, конкретизации действий. Итогом должно явиться создание муниципальной программы, какого-то конкретного документа, в рамках которого будут осуществляться основные действия.

– Какие это будут действия?

– Во-первых, анализ современного состояния туристской инфраструктуры, исследование и переработка существующих экскурсионных маршрутов, внедрение новых (эти мероприятия уже идут). Далее – создание и развитие единого информационного портала о туристских объектах, маршрутах, местах отдыха, мероприятиях нашего города, установка информационных стендов и туристских карт в местах скопления населения, разработка информационных табличек с QR-кодом об исторических местах, зданиях, продвижение бренда Новокузнецка. Следующим шагом должна стать проработка организации конкретных маршрутов и мероприятий в рамках индустриального, культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного и других видов туризма. Запланировано благоустройство мест отдыха, парковых и пляжных зон, организация элементов инфраструктуры для маломобильных групп населения для доступа к местам отдыха, культурным и историческим местам. Большая работа предстоит по взаимодействию с предпринимателями, подготовка пакета инвестиционных предложений, развитие муниципально-частного партнёрства в сфере туризма.

– Какие перспективы для города сулит реализация этой концепции? В чём должен проявиться её положительный эффект?

– Реализация концепции будет способствовать становлению и дальнейшему перспективному развитию туристической сферы Новокузнецка, укреплению материальной базы туризма, созданию новых маршрутов. Кроме того, в перспективе – развитию других отраслей экономики города: транспорта, торговли, общественного питания, строительства и реконструкции автодорог, благоустройства и других. Намеченные в концепции меры будут способствовать увеличению численности туристов, времени их пребывания в городе, росту финансовых поступлений в экономику города. Кроме того, ожидается и положительный социальный эффект. Он должен быть выражен в удовлетворении потребностей жителей нашего города в активном и полноценном отдыхе, а также в приобщении к культурным ценностям при воспитании подрастающего поколения


Просмотров статьи: 1246